Выставка «Дача — это тело» стала итогом первого года международного исследования жизни дач и общественных садов на Севере России и Финляндии, в городах-побратимах Архангельске и Оулу. 

Его российская часть развернулась на даче в садово-огородном товариществе «Калинушка» под Архангельском. Танцовщик и хореограф Дмитрий Мельников, танц-художница Сусанна Воюшина и режиссёр Елена Гуткина погружались в локальное сообщество, «инсталлируя галерейное и сценическое пространство в дачное». Примерно тем же их коллеги Джон Коллингсвуд, Таня Роман и Елена Власенко занимались в общественных садах в поселении Варьякка в окрестностях финского Оулу.

Открыл выставку танцевальный перформанс. Отсылая к названию проекта, он напомнил о том, что на даче немятое тело городского жителя начинает жить совсем другой жизнью. Так что даже такие закалённые танц-классами люди как Дмитрий Мельников и Сусанна Воюшина, чувствуют эту нагрузку. Но одновременно выставка воспроизвела ощущение покоя и заземления, которое наверняка испытывали художники, прикоснувшись к земле.

Дмитрий Мельников и Сусанна Воюшина.Дмитрий Мельников и Сусанна Воюшина.

Возникнув в конце 1970-х на месте болота, «Калинушка» превратилась в дачное царство на тысячу домов — крепкое сообщество людей, ведущих свою собственную летопись. Альбом с фотографиями, вырезками из газет и рукописными записями, который вели в товариществе ещё при Советах, стал артефактом выставки.

Такими же арт-объектами стали и рукотворные таблички с номерами домов. Жители «Калинушки» передали художникам на временное ответственное хранение около полусотни номеров. Казалось бы, просто цифры на кусках дерева или металла, — но они каждый в отдельности стали своеобразными символами дома и рода, а вместе, на одной стене, — этакой переписью населения. 

Художники сфотографировали номер каждого дома. 365 из них распечатали и переплели в подобие советского бумажного отрывного календаря. Листая такой календарь, чувствуешь, как бежит жизненное время населения «Калинушки».

Некоторые из номерков рассказывали свои истории буквально — голосами жильцов своих домов. Так, одна из жительниц «Калинушки» поведала, как им с мужем «захотелось кружевной дом» — украсить своё жилище резьбой. Другая вспоминала, как засыпали болото, на котором возникла «Калинушка». Третья дивилась, что нынче летом всё поспело гораздо раньше, чем обычно.

Также экспозицию дополнил видеоарт, на котором перформеры взаимодействуют с заборами дачных участков. В своей дачной лаборатории-резиденции им часто приходилось иметь дело с заборами — и настоящими, деревянными, и внутренними, теми что мешали устанавливать контакты с дачниками. Видео про заборы — работа москвички Елены Гуткиной. Она впервые побывала не только в «Калинушке», но и на Севере вообще.

— Нас тронули заборы, — рассказала Елена. — Мы решили исследовать их. Мы неделями гуляли по СНТ, искали разные заборы, разную фактуру. И если нас что-то цепляло, мы останавливались, ставили камеру и снимали. Один из заборов, который попал на видео, вот-вот был готов упасть от малейшего прикосновения. За ним никто не живёт. А с другим забором, который всё же был чьей-то частной собственностью, ребята старались не взаимодействовать.

Елена Гуткина.Елена Гуткина.

Частью экспозиция стала и импровизированная грядка. На ней художники предложили посетителями высадить семена редиса «Суперстар». И приходить ухаживать за ним во время работы выставки, до 2 сентября. 

Дача, на которой художники вели своё исследование, принадлежит Дмитрию Мельникову. И Сусанна Воюшина там тоже не раз бывала. Ведь этот проект продолжением дачного исследования, которое Дмитрий и Сусанна начали в работе над спектаклем-перформансом Out Of Urgency («В условиях крайней необходимости»), который они параллельно с коллегами из Швеции, Финляндии и Норвегии представили в ноябре 2020 года.

— Одна женщина приехала на велосипеде к нашему дачному участку и привезла номер дома, — рассказывает Сусанна. — Она увидела оконные рамы из перформанса (кстати, мы их потом приспособили под грядку для редиса!) и сказала: «А ведь я видела ваш спектакль в Доме молодёжи!». Наши коллеги Таня и Джон — они сами живут в Варьякке, а не в Оулу, — были хореографами и на том проекте. И они рассказали, что подали заявку на грант, посвящённый общественным садам. И предложили нам присоединиться. Теперь им, конечно, очень хочется побывать в «Калинушке». Мы надеемся, когда границы откроются, это случится.