Для этого был принят федеральный закон о закреплении воспитательной функции за образовательными организациями, который вступил в силу с 1 сентября 2020 года, однако школам был дан год для того, чтобы включить рабочие программы воспитания в свои образовательные программы.

За эту законодательную инициативу ранее неоднократно выступала уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова. Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.

Для разработки программ воспитания в помощь общеобразовательным организациям была создана примерная программа, работающая по принципу «конструктора». В нее включены социальные школьные проекты, дискуссионные площадки, спортивные праздники, походы в театры, музеи, а также совместные мероприятия с родителями. Из представленного перечня школа может выбрать именно то, что нужно ей, а от ненужного отказаться.

Вместе с этим уполномоченный при губернаторе Архангельской области по правам ребёнка Елена Молчанова считает, что выработать у детей положительный набор личностных качеств можно только за счёт регулярной работы с подрастающим поколением.

— Эта законодательная инициатива имеет огромное значение, потому что лично для меня воспитание всегда было приоритетом в образовательном процессе. По моему глубокому убеждению, можно много чего знать и уметь, но при этом быть совершенно непорядочным и бесполезным для общества человеком. Я очень хотела бы обратить внимание еще и на то, что не нужно стремиться к большому количеству мероприятий. В первую очередь, воспитательный процесс строится за счет создания в школе соответствующей среды, системы отношений и выстраивании связей между поколениями. Должна проводиться индивидуальная работа с детьми, направленная в том числе на разрешение возникающих конфликтных ситуаций и помощи отстающим в учебе школьникам, — подчеркнула Елена Молчанова.

Вступивший в силу закон также может решить и такую острую проблему, как буллинг в школах. Более половины детей в стране сталкивались с травлей, при этом треть из них не рассказывает об этом. По мнению Анны Кузнецовой, школьная жизнь должна быть наполнена не только стремлением к знаниям, но и стать более комфортной, помогая развиваться детям как личностям.