Русский драматический театр Удмуртии привёз в Архангельск шесть спектаклей. Гастроли начали со спектакля «Вечера на хуторе близ Диканьки» — по-своему этапного в истории театра. В 2014 году он стал первой постановкой в Ижевске известного петербургского режиссёра, номинанта «Золотой Маски» Петра Шерешевского. В работе с постановщиком, вспоминает заслуженный артист республики Удмуртия Михаил Солодянкин, каждый день был сюрпризом.

— Пётр Юрьевич ночами сидел, инсценировал, — рассказал Михаил. — Мы не знали, что будет завтра. Мы спрашивали: «Пётр Юрьевич, что завтра делать будем?». А он говорил: «Погодите, я сочиню сегодня…». И так мы вместе сочиняли этот спектакль. Это было потрясающе. 

Спектакль, в котором соединяются элементы театра кукол, интерактива и даже немного стендапа, где историю ведут два Гоголя, чёрт страдает от низкой самооценки и скачет на джамперах, а Солоха кормит зрителей варенниками, сначала стал для зрителей шоком, но постепенно превратился в зрительский хит.

— Сначала, когда этот спектакль у нас только появился, некоторые зрители оказались к нему не готовы, — пояснил артист. — Кто-то пытался скандалить, кто-то говорил: «Это какой-то КВН…». Кто-то спрашивал: «Из какого „Аншлага“ взялась эта баба Зина?». Но постепенно даже те зрители, которые поначалу были недовольны, поменяли своё мнение. Где-то на год у нас произошёл отток зрителя, зато потом люди стали приходить, и билеты на этот спектакль стало не так-то просто купить.

Пётр Шерешевский потом ещё вернулся в Ижевск. И поставил там «Короля Лира», который получил шесть номинаций на «Золотую Маску». И, кстати, вошёл в программу архангельских «Больших гастролей». Но первый опыт работы с режиссёром театр вспоминает с благодарностью.

— Благодаря заезду Петра Юрьевича мы появились на театральной карте России, — отметил Михаил Солодянкин. — Моя знакомая раньше переспрашивала: «Удмурдия?». А сейчас — знают: нами интересуются, к нам регулярно приезжают критики.

В труппе театра Удмуртии — 30 человек.

— У нас небольшая, но очень сбалансированная труппа, — сказал главный режиссёр театра Яков Ломкин. — Здесь нет случайных людей. Есть молодые талантливые ребята, которые только пару-тройку лет у нас в театре духовно и творчески окармляется, есть очень серьёзное среднее поколение, которое тащит на себе весь репертуар, есть мэтры и народные артисты Удмуртии — наш золотой фонд. У нас очень дееспособный театр: минимум семь-восемь, иногда девять названий в сезон. 

За время участия в федеральной программе «Большие гастроли» труппа из Ижевска успела побывать в Курске, Туле, Тюмени, Рязани и Нижнем Новгороде. Но Архангельск стал пока что самым северным местом встречи.По словам Якова Ломкина, гастрольная афиша формировалась так, чтобы публика столицы Севера смогла познакомиться с репертуаром театра во всём его разнообразии.

— Названия выбирались, исходя из желания представить архангельскому зрителю разнообразие — по жанру, по театральному языку, по режиссуре, по актёрским проявлениям, — отметил Яков Ломкин. — Дело любого театра — удивлять зрителя. Причём эти удивления не обязательно должны быть связаны с какими-то провокациями.

Удивлять зрителей позволяют приглашения разных режиссёров. Артистов это закаляет, а местных постановщиков стимулирует к самосовершенствованию.

 — Каждый режиссёр — это отдельная планета, — сказал Яков Ломкин. — Мне очень радостно, что у нас нет культа личности одного режиссёра и есть возможность абсолютно с нуля учиться у человека, который знает чего он хочет. Это всё время эксперимент. Мы всё время на минном поле, всё время рискуем. И мы, режиссёры, находимся в правильном конкурентном поле. Когда к нам приезжают Денис Хуснияров, Пётр Шерешевский, Артём Устинов, Владимир Золотарь, мы вынуждены с ними по-хорошему соревноваться.

Изначально гастроли Ижевск-Архангельск задумывались, как обменные: в то время, пока удмурты играют в Архангельске, северяне должны были гостить в Ижевске. Но из-за пандемии гастроли «ломоносовцев» в Удмуртскую республику перенеслись на 11–14 декабря. Кто этому рад, так это артисты труппы РДТ, ведь теперь они тоже смогут увидеть спектакли «архдрамы».