В Одностопной палате Гостиных дворов выставили её текстильные скульптуры, маски, рисунки и видеоинсталляции. Художница превратила белокаменные палаты в сказочный терем, где разворачивается свой, не венецианский, а поморский карнавал.
С собой на Север художница из Нижнего Тагила взяла несколько вещей. Свои старые работы — например, когтистые лапы из серии «Райские птицы не говорят по-русски». Птица Сирин, которой они могли бы принадлежать, на сказочном былинном Севере совсем не чужая. Или, например, везла с собой «Уральское солнце», чтобы грело. И за тем же — своё пальто, которому шесть лет. И не зря ведь взяла: потому что оказалось, что здесь холоднее, чем на Урале, и местным русалкам просто необходимо пальто.

Для пальто в Архангельске настал звёздный час. На него художница буквально нашила звёзды и прикрепила на спину крылья — не ангельские, птичьи.
— Вся эта выставка — это будто история о том, как трансформировалось моё пальто на Севере, и я вместе с ним, — поясняет Алиса на одной из почти дневниковых записей, рассредоточенных по Одностолпной палате.

Так родилась Архангелиса — дева-птица, которая в отличие от других перелётных летит не на Юг, а на Север.
— Если бы я верила в переселение душ и вообще в их существование, то уверена, в одной из множества жизней я была северной девушкой, и звали меня Архангелиса, — рассказывает художница.
Пробуя на языке это слово, присоединяя к своему имени архангельскую приставку, художница словно примерялась к местности.
— Я очень люблю играть со словами, — отмечает Алиса Горшенина. — Для меня игра слов, словотворчество — это тоже искусство. У меня очень много проектов основано на игре слов, например, «Русское инородное» — от «Русское и народное». И вот здесь мне захотелось соединить своё имя и имя города. Для меня это символ моих мыслей и тех ощущений, которые у меня появились здесь.

Потом уже, в продолжение этой своеобразной кастомизации пальто, из интереса к игре с масштабами, и как второй этап пересоздания себя, родилась текстильная куколка-двойник — Архангелиса в миниатюре.
— Я обожаю миниатюры, — поясняет художница. — Я часто создаю миниатюрные копии каких-то больших работ. И часто шью миниатюрную себя, делаю макеты своей мастерской. Размер миниатюрной Архангелисы позволяет показать пространство, которое меня окружает.

Во время резиденции, которую организовал региональный центр современного искусства ARKA, художницу водили по музеям и экскурсиям, знакомя с материальным и нематериальным культурным наследием Поморья, возили в Кенозерье и Каргополь. Так трехнедельная командировка на Север, вспоминает Алиса на одной из карточек-дневников, подошла к экватору, а понимания, о чём делать выставку, так и не появилось. Пока Алиса не оказалась на Северной Двине. И не стала возвращаться на набережную каждый вечер. Так в её работы проник образ реки.
Одним из центральных объектов выставки стала маска «Женщина волосы-река». Отчасти это автопортрет. Образ реки из волос становится ключевым для всей выставки. Даже на афише Алиса запечатлена, как Офелия, в воде, и в её струящихся кудрях, как кувшинки, белеют звёзды. Эта ассоциация — «волосы — река» — у неё с детства.
— У меня есть привычка — я постоянно трогаю волосы, — говорит художница. — Я так успокаиваюсь. А здесь я успокаивалась, глядя на реку.
Эту маску художница тоже примеряла, давая волосам свободно развеваться на ветру на берегу Белого моря. Но в Одностолпной палате маска Женщины зафиксирована на жерди и строгим взглядом обводит зал, словно суровая смотрительница. И нельзя сказать, добра ли она или зла. Как и природа. Как и само Белое море, на которое художница как-то рассердилась за негостеприимный приём.

Один из самых загадочных объектов выставки — текстильная скульптура «Двое» — этакий поморский инь-янь. Основа — чёрная дуга, парабола, как два сросшихся поясницами туловища. На одной «голове» — маска Месяца, на второй — Солнца. Они как сиамские близнецы. Причём на «груди» у Месяца — крохотное солнце, а у Солнца — месяц. Водная тема и здесь прослеживается: чёрная дуга отдалённо напоминает ладью или перевёрнутое коромысло.
Но, по словам художницы, эти «Двое» — скорее, не пара, а два в одном.
— Эти маски я шила для себя, — рассказывает Алиса, — я как будто смотрю сама на себя. Потому что когда я сюда ехала, я задавала себе очень много вопросов. Возможно, это диалог с самой собой. У меня бывают очень полярные мысли, и, возможно, этот внутренний конфликт есть в этой работе. Это был первый образ, который мне здесь пришёл.
Как рассказала куратор центра ARKA Кристина Дрягина, приглашение Алисы Горшениной на Север стало логичным продолжением сотрудничества с художницами Устиной Яковлевой и Ульяной Подкорытовой.
— Основной медиум художницы — это текстиль, — пояснила она. — Поскольку для нас это корневая практика, нам показалось правильным пригласить Алису. К тому же из трёх художниц, о которых сейчас говорят в большой повестке, которые осмысляют текстиль через призму феминистских практик, Алиса единственная не была здесь. Но Алиса, скорее, работает с репрезентацией самой себя. Она осмысляет собственный опыт, собственные ощущения через призму телесности. Так что всё, что мы видим на выставке, так или иначе связано с ней, как с персоной.
Выставка «Дневник северных рек» будет работать в Гостиных дворах до 5 ноября.