Своего «Неизвестного друга» режиссёр и театральный педагог Валерий Галендеев, его ученица, народная артистка России Ксения Раппопорт и её давняя подруга, знаменитая пианистка Полина Осетинская поставили по одноимённому рассказу в письмах Ивана Бунина.
Его Бунин, так много писавший о женщинах как о прекрасных и манящих, но всё же существах с другой планеты, сочинил от первого лица отправительницы, вдохновившись перепиской со своей почитательницей Наталией Эспозито. В отличие от неё безымянная читательница, пишущая безымянному, но прославленному литератору с берегов Ирландии, не получает ответа. В 14 посланиях, оставленных на почтовых открытках, разворачивается пронзительная драма человеческого одиночества, история едва ли не одержимости и болезни, которая разрешается пусть горьким, но исцелением.
Архангельский показ музыкального спектакля состоялся на сцене Камерного зала Поморской филармонии в рамках фестиваля Arkhangelsk Music Weeks.
Сегодня, благодаря соцсетям, в частности, инстаграму, коммуникация между автором и реципиентом, будь то артист и зритель, писатель и читатель, музыкант и слушатель, предельно упрощена. Можно тихонько сфотографировать Ксению Раппопорт в стенах Кирхи, затем выложить к себе в истории, не забыв отметить @kseniarappoport. Или ещё проще — накидать огонёчков, хлопающих ладошек и сердечек в ответ на stories самой актрисы. Не бог весть, какая коммуникация, конечно, зато точно знаешь, что твой знак внимания дойдёт до адресата, даже если и не получит ответа.
Несчастной одинокой женщине, отправляющей открытки известному писателю с берегов Ирландии, этого было не дано: день за днём проводила она в ожидании ответа. Ожидание это было окрашено разными красками — от лёгкого волнения и нетерпения до настоящей горячки и агонии. Шаг за шагом, от открытки к открытке, Ксения Раппопорт провела зрителей по всем стадиям этого состояния.
Музыка в спектакле — гораздо больше, чем сопровождение. Рассказу в письмах словно суждено было стать музыкальной постановкой. Талант знаменитого писателя подействовал на героиню «как печальная, но возвышенная музыка». Её дочь упражняется за фортепиано. Её в спектакле олицетворяет Полина Осетинская.
Параллельно драме безответных чувств и одиночества разворачивается другая, потайная драма взаимоотношений матери и дочери. Погружённая в своё ожидание, в своё одиночество, в свою неудовлетворённость, главная героиня не замечает, что в ней всё ещё нуждается другой человек — её 15-летняя дочь. Порой Полина Осетинская вместе с «Болезнью куклы» Чайковского или «Полькой» Рахманиновым отыгрывает и подростковое требование внимания. Например, когда по-хулигански и демонстративно ударяет по басовым клавишам.
Музыкальная сюжетная линия движется от классики XIX до современной классики — произведений Антона Батогова и Павла Карманова. Мелодии звучат очень дождливые — так и представляется, как капли барабанят по карнизу окна в особняке героини на берегу Атлантического океана. Исцеление и прощание с надеждой на ответ происходит под пьесу Past Perfect Павла Карманова, которая звучит, как очистительный дождь. Героиня Ксении Раппопорт словно выходит под этот дождь, подставляя лицо каплям воды, смывая с себя наваждение, прощаясь с человеком, которого выдумала. И прощаясь с тем, выдуманным, словном возвращается к тому реальному человеку, который рядом с ней, к своей дочери.
«Бунин написал это не про меня»
Сегодня добиться ответа от человека искусства всё же проще, чем в прошлые времена. Ксения Раппопорт и Полина Осетинская изначально не были настроены на интервью, о чём в Поморской филармонии заранее предупредили журналистов, но нам каким-то чудом всё же удалось поговорить с ними. Разговор получился коротким, но интересным — не только о «Неизвестном друге», но и о театре, о кино.
— Она талантливый человек, но никак не реализованный, — сказала о своей героине Ксения Раппопорт. — Она пытается писать, но не получается. Она талантливый музыкант, но только детей учит. И она невероятно талантливый читатель. Это большой и редкий талант, быть таким читателем, на которого так воздействует литература, так воздействует слово, что он начинает просто жить воображаемой жизнью.
Что касается связи между ней и героиней, то все совпадения — как например, то, что в тексте упоминается Италия, столь близкая Ксении Раппопорт, — случайны.
— Это случайные совпадения, — сказала Ксения Раппопорт. — Бунин же не знал, что через какое-то количество лет родится некая артистка, которая будет иногда ездить в Италию. Он написал это не про меня.
— В Италию хочется каждому мыслящему человеку, — добавила Полина Осетинская. — Все большие русские писатели, композиторы, художники, очень любили Россию, находясь в Италии. Например, Чайковский, который написал там огромное количество сочинений, например, Гоголь. Не говоря уже о том, что половина русских художников стажировалась и выросла в Италии.
Режиссёром спектакля стал Валерий Галендеев — тот самый педагог по сценической речи, с которым Ксения Раппопорт почти год учила первую строку из стихотворения Бродского «Архитектура — мать развалин».
— С Валерием Николаевичем работалось замечательно, так же, как и училось, — рассказала актриса. — Внимание к слову — это его профессия, это его призвание, в этом ему нет равных. Мне кажется, я не встречала человека, который бы так владел словом, так его чувствовал, так умел его слышать и раскрывать смыслы. Он выдающийся педагог и прекрасный режиссёр. Работать с ним — счастье. Я не могу сказать, что это легко, но это очень интересно. Очень интересно искать пути решения тех задач, которые он ставит. И они такие долгоиграющие: можно бесконечно этим заниматься, и всегда что-то новое находить.
А ещё мы не могли не спросить актрису про новую «Чайку» в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга. В 2001 году Ксения Раппопорт дебютировала в МДТ в роли Нины Заречной. А в этом сезоне бессменный худрук Театра Европы Лев Додин решил вернуться к пьесе Чехова. Вот и напрашивался вопрос — не будет ли Ксения Александровна играть там кого-нибудь, например, Аркадину?
— Не буду, — ответила кратко Ксения Раппопорт. — По техническим причинам. Уверена, что и без меня это будет замечательно.
Что касается кино, то недавно актриса вернулась из Венеции, где вместе с режиссёром Владимиром Битоковым и артистом Юрой Борисовым представляла фильм «Мама, я дома». В нём Ксения Раппопорт играет водительницу автобуса Тоню, которой сообщили, что её сын погиб в Сирии. Много говорить о фильме до премьеры наша собеседница не стала.
— Моя работа заключается в том, чтобы сыграть то, о чём фильм, — сказала Ксения Раппопорт. — А вот рассказывать, о чём он, — это, мне кажется, всё-таки критики и зрители должны делать. О чём этот фильм? О любви.