Об этом организаторы кинофестиваля рассказали 26 октября на пресс-конференции в «Точке кипения» САФУ.
— Мы рады приветствовать всех, кто считает, что Архангельск — это площадка, которую не обходят стороной все мировые тренды современной культуры, — сказала на пресс-конференции директор фестиваля Тамара Статикова. — Мы рады объявить о старте нашего проекта. Это действительно проект, а не просто фестиваль. Он длится 11 месяцев и заканчивается аж в марте 2022 года инклюзивной мастерской детской анимации.
Всего на фестиваль прислали 1562 фильмов из 98 стран мира. Из них, как рассказала программный директор фестиваля Анжелика Долинина, сначала отобрали картины в лонг-лист, в который вошли 246 лент. А из них потом выбрали полсотни лучших. А именно восемь полнометражных, 22 документальных, 12 короткометражных и ещё восемь детских (в этой категории есть и полный, и короткий метры).
Так, в категорию полного метра вошёл исландско-шведский «Агнец» — обладатель премии «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Это история про бездетную пару фермеров, которая усыновила полуребёнка-полуягнёнка.
В этой номинации — всего два зарубежных фильма. Помимо «Агнца» — ещё «Посредник» Бента Хамера, премьера которого состоялась на кинофестивале в Торонто. Работа главного героя состоит в том, чтобы сообщать плохие новости жителям депрессивного маленького городка.
С этими лентами в номинации будут соревноваться ещё шесть российских. Например, «Медея» режиссёра Александра Зельдовича, в которой сыграл Евгений Цыганов. Или «Триггер» Павла Ганина — про девушку, которая снимает АСМР-ролики для youtube. Или «Чупакабра», удостоившаяся «Особого упоминания» на фестивале в Висбадене. Это фильм про мальчика, который нашёл на берегу Белого моря мёртвую собаку и принял её за чупакабру.
Ну, и конечно, Arctic Open уже невозможно представить без продукции якутского Голливуда. В категории полного метра сразу две ленты якутских кинематографистов. Первая — это главная сенсация российского кино этого года «Нуучча». Её постановщик Владимир Мункуев, дебютировавший в большом кино, взял приз «Кинотавра» за режиссуру. А вторая — это «Ыт» — «семь деревенских историй о добрых и злых соседях» от создателя «Пугала» Дмитрия Давыдова.
Документальные ленты, как рассказала Анжелика Долинина, подразделяются на четыре подкатегории:
- «Арктика: до востребования» (сюда, например, «Голоса Бухты Тихой» архангелогородки Анастасии Ломакиной);
- «Мой образ мира» (в числе прошедших отбор — абрамовская лента «Были-небыли» северных кинематографистов Инги и Алексея Шаршовых или «Как приручить медведя» о жительнице Чукотки, которая спасает медвежат-сирот);
- «Маршруты мечты» (тут — фильм про Руаля Амундсена «Ослепительное море», основанный на рассказах потомков эскимосов Арктической Канады и сибирских чукчей);
- «Самоизоляция» (тут всё понятно: красные зоны и карантин; герои самоизолируются как в богом забытых деревнях, так и на Фарерских островах).
В конкурс короткого метра вошла, например, архангельская лента — «Обет» Николая Флотского. А помимо неё там короткометражки из Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Есть даже две анимационных ленты в коротком метре, созданные на студии «Шар».
В детском конкурсе представлены ленты России, Португалии, Норвегии, Турции. Среди них — полнометражная «Африка»: про двух мальчишек-блокадников, которые находят на поле боя собаку. Дети встают перед взрослым выбором: спасти собаку или семью? В конкурсе замечен и канадский мультфильм с трудно произносимым названием «Ангакусаджауджук: Ученик шамана».
О том, что объдиняет 50 фильмов, вошедших в шорт-лист, рассказала Анжелика Долинина.
— Это, конечно, пандемия, — назвала одну из тем программный директор. — Это вопросы о судьбе своих детей, которые ставит перед собой старшее поколение. Это неуверенность в будущем. Ещё очень много картин связано с нарушением коммуникации: я хочу семью, я хочу влюбиться, но как это сделать? Как выключить гаджет и начать разговаривать? Тенденция с обращением к старшему поколению, наверное, связана с тем, что мы находимся в некоем тупике, не знаем, к кому обратиться за советом.
Фильмом открытия станет российско-финско-эстонско-немецкая лента «Купе № 6» режиссёра Юхо Куосманена. Главную женскую роль в ней сыграла актриса Сейди Хаарла, а главную мужскую — чертовски востребованный сегодня актёр Юра Борисов. По сюжету, студентка из Финляндии и грубоватый русский шахтёр встречаются в поезде Москва-Мурманск. Фильм получил гран-при жюри Каннского фестиваля.
— Мы собрали программу, которой мог бы похвастаться любой европейский кинофестиваль первого ряда, — отметил куратор международной программы, кинокритик Алексей Медведев.
Как и в прежние годы, Arctic Open останется некоммерческим проектом. Поэтому все кинопоказы, которые пройдут 9–12 декабря на площадках Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, а также Коноши, Няндомы и Североонежска, пройдут бесплатно.
— Для министерства культуры кинофестиваль Arctic Open — это бренд, который мы поддерживаем и будем поддерживать, — подчеркнула глава регионального минкульта Оксана Светлова. — Благодаря фестивалю, северная публика становится всё более взыскательной. Уверена, что наших зрителей ждёт много нового.
Образовательная программа фестиваля — а это и интенсив для театральных актёров от заслуженного артиста РФ Василия Мищенко, и мастер-класс для руководителей киноклубов, и многое другое, — состоится благодаря поддержке гранта от губернаторского центра «Вместе мы сильнее».
— Arctic Open показал один из лучших результатов на конкурсе, — отметил руководитель центра Григорий Ковалёв. — Мы как грантооператоры такими инициативами очень гордимся. Выиграв наш грант, организаторы фестиваля смогли организовать обучение для 120 специалистов Северо-Запада России, но и привлечь привлечь сумму в пять раз больше на конкурсе президентского фонда культурных инициатив.
В рамках образовательной программы на кинофестивале также пройдёт Третий Арктический питчинг документальных и научно-популярных фильмов. Кинематографисты смогут выиграть главный приз — 300 тысяч рублей — на реализацию своей кинозадумки.