В очередном материале из цикла статей «Региона 29», посвящённых истории транспорта и дорожного строительства в Архангельской области, речь пойдёт о том, как власти старались навести порядок на дорогах уже послевоенной столицы Поморья. Напомним, что о первых попытках регулирования дорожного движения на Русском Севере Роман Залывский уже рассказывал.

Кроме того, ранее в цикле статей речь шла о первых автобусе и трамвае в столице Поморья, о состоянии региональных дорог в начале прошлого века и борьбе с бездорожьем, о первых попытках регулирования дорожного движения на Русском Севере. Также, мы рассказывали о строительстве транспортной сети в Архангельской области после ВОВ, о «золотом веке» архангельских дорожников и о развитии общественного транспорта в послевоенном Архангельске

Острая необходимость в ПДД, номерах, светофорах

Тревогу из-за роста аварийности на дорогах Архангельска городские власти забили довольно скоро после окончания ВОВ. Так, этот вопрос на одной из летних сессий 1956 года поднял архангельский Совет депутатов трудящихся. Согласно приведённой статистике, «за 1956 год в городе имели место 84 дорожных происшествия, при которых пострадало 86 человек, из них 14 получили травмы со смертельным исходом…». Тогда же было отмечено, что «автомобильные происшествия возникают из-за грубого нарушения водителями трудовой дисциплины …также вследствие неблагоустроенности дорог и тротуаров, беспорядочного ремонта полотна дорог, канализационных и водопроводных сетей без учёта безопасности движения, слабой освещенности улиц и отсутствия дорожно-сигнальных знаков в местах, опасных для движения». Тогда же отмечалось, что «…в городе остаются неразрешёнными ряд других мероприятий, связанных с организацией и упорядочением уличного движения транспорта и пешеходов. В райкомхозах нет номерных знаков для велосипедов, что затрудняет борьбу с нарушителями правил движения и розыск похищенных велосипедов…».

У читателя может возникнуть вопрос: а зачем они нужны были эти номера? Дело в том, что в процесс дорожного движения вовлечено транспортное средство — то есть, средство повышенной опасности (с точки зрения современного гражданского законодательства). В силу своей сущности, транспортное средство может, к сожалению, иметь возможность причинять имущественный ущерб, а также травмировать, и даже убивать людей и животных. Вот эта способность транспорта, изначально предназначенного помогать человеку, не могла не повлечь обязанности государства взять процесс под контроль.

Данные о жертвах дорожных аварий уже в 1940-х годах побудили государство задуматься о введении некоторых ограничений — дорожных знаков. В 1945 году был разработан государственный стандарт «Знаки дорожные сигнальные», которым предусматривались предупреждающие, воспрещающие и указательные знаки.

Потом возникла необходимость придумать общегосударственные правила движения. Известно, что уже в 1940 году на высшем государственном уровне утвердили типовые «Правила дорожного движения по улицам и дорогам Союза ССР». Власть «на местах», например в крупных городах, брала их за основу и «придумывала» свои ПДД.

Например, одну из постоянных причин аварийности — превышение скорости — в 1940-1950-х пресекали введением в типовые правила требования, по которому «на шоссейных дорогах вне населенных пунктов можно вести автомобиль со скоростью, допускаемой состоянием дороги, профилем пути, степенью видимости и обеспечивающей полную безопасность движения». К слову, на «соблюдение» правил ДД тут работало и не самое хорошее состояние этих дорог. В населённых пунктах предельные скорости устанавливались местными Советами депутатов — для легковых автомобилей обычно 50-70 км/ч.

Что же касается номеров, то они были централизованно введены 1 января 1959 года ГОСТом (3207-58) «Знаки номерные для дорожных транспортных машин». На машинах повсеместно и надолго появились одинаковые номерные знаки, где черные цифры на желтом фоне сменяются четырьмя цифрами и тремя буквами белого цвета на черном фоне. До этого момента и машины, и велосипеды, и гужевой транспорт ездили, либо вообще не используя регистрационные знаки, либо эти знаки были придуманы местными органами власти.

Далее на дорогах СССР стали повсеместно появляться уже известные за рубежом технические средства регулирования — светофоры. Что касается появления первого светофора в Архангельске, то на этот счёт данные разнятся. Есть информация, что первый светофор появился на перекрестке улиц Павлина Виноградова и Карла Либкнехта в 1951 году. Другой же источник утверждает, что это произошло гораздо позже — в 1967-м.

Контроль за выполнением требований дорожных знаков, сигналов светофоров и установленных правил автогужевого и тракторного движения был возложен на зарождавшуюся автоинспекцию, а также, сотрудников иных органов милиции. Повсеместно были установлены посты милиции. Такие будки в Архангельске находились, в том числе, на перекрестке улицы Урицкого и проспекта Ломоносова, проспекта Ломоносова и улицы Энгельса, развилке улицы Мостовой и Маймаксанского шоссе.

…Уже в XXI веке мы осознаем, насколько важны были те меры, какие приняло государство в 1940–1960-е годы. Важны, и …долговечны. Ведь те самые светофоры и дорожные знаки простояли (читай — проработали) на российских дорогах вплоть до начала 21-го века — пока они не выработали свой ресурс.

Забавный факт в завершение статьи: на территории Архангельской области расположен самый северный светофор (по крайней мере, на 2015 год). Он находится на Новой Земле, в посёлке Белушья Губа. Опять же, по крайней мере до 2015 года у местных жителей была связанная с ним новогодняя традиция: 31 декабря в десять вечера местные жители дружно празднуют у него, словно у праздничной ели, наступление Нового года, а потом продолжают веселье в семейном кругу.

Источники:

Страницы истории // 708-й на связи. 2001. 4 мая;

Страницы истории // 708- й на связи. 2001. 25 мая;

Из решения Исполнительно комитета Архангельского городского Совета депутатов трудящихся № 205 от 9 июля 1957 года «О мерах борьбы с дорожными происшествиями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте»;

Архангельская областная летопись (с древнейших времен до наших дней). Под ред. проф. А. В. Репневского. Отв. сост. Н. А. Шумилов и др. Гос. архив Архангельской области, Архангельск. 2014 год;

Симиндей Татьяна. Светофоры Архангельска // городской журнал Архангельска Pro Город, 2006. Август. № 6 (006);

Архангельская областная Автогазета. 12.03.2007 — 18.03.2007;

Мешков Кирилл. По направлению к морю // За Рулем-Регион. 2004. № 18. Октябрь.