По словам перевозчиков, из-за роста цен на топливо и запчасти, а также снижения пассажиропотока расходы на содержание техники и выплату зарплат сотрудникам достигли критического уровня.
— Расходы перевозчиков сами по себе не растут. На их рост влияет изменение стоимости горюче-смазочных материалов. В пример могу привести стоимость газа, который за последние шесть месяцев подорожал на 145 процентов, — делится экономист транспортного предприятия Вера Дурандина. — Кроме этого, на рост наших затрат влияют федеральные законы, которые обязательны для исполнения всех форм собственности. Пару лет назад у нас появились онлайн-кассы, фискальные накопители, также было необходимо обеспечить транспортную безопасность — в наших автобусах появились видеокамеры. Всё это требует больших материальных вложений, как единовременных, так и регулярных.
При этом в самой отрасли налицо кадровые проблемы: низкие зарплаты и тяжёлый график работы — слабая мотивация для соискателей. В итоге даже имеющийся автобусный парк оказывается задействован не полностью. А в результате — явная нехватка автобусов на линии, на что регулярно указывают горожане, простаивающие на остановках по 30 минут.
— 158 водителей ушли с предприятия, начиная с июня 2020 года. Их число сократилось с 500 до 340 человек. В связи с пандемией снизился объём транспортной работы, люди не стали вырабатывать положенный объём часов. Начиная с конца лета, пошёл набор водителей в лесопромышленные предприятия — и вот здесь пошел массовый отток сотрудников, именно водительского состава. Потому что на тот момент они предлагали зарплату от 80 до 120 тысяч, а мы со своими 30 тысячами, конечно, не можем с ними конкурировать, — сообщил директор ООО «Архтрансавто» Николай Карягин.
Покрыть возросшие расходы перевозчики планируют за счёт повышения тарифа. После экспертной оценки министерства транспорта, документы поступят в региональное агентство по тарифам и ценам.