В Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге с 26 ноября до 17 января работает выставка «Сырое и приготовленное: традиция и её актуальные формы». На неё-то и представлена работа Алисы Горшениной, которая стала продолжением её исследования Русского Севера — Республики Коми и Архангельской области.

В Поморье уральская междисциплинарная художница провела три недели в арт-резиденции, которую ей устроил региональный центр современного искусства ARKA. По итогам её пребывания на Севере в архангельских Гостиных дворах проработала выставка «Дневник северных вод».

Собственно, на одной из карточек к экспонату, представленному в этой экспозиции, и прозвучала эта мысль художницы о том, что северным русалкам, чтобы не замёрзнуть, нужно пальто. Эту причудливую идею художница развила в полноценной работе.

— Путешествие по Русскому Северу привело меня в деревню Вершинино, что в Кенозерье, — рассказала в своём инстаграме Алиса Горшенина. — Местная жительница отвела меня к озеру и показала прибрежный «русалочий камень». На нём, если приглядеться, можно увидеть те самые следы, которые по местной легенде оставили после себя русалки, или шутовки, если называть их по северорусской традиции. Камень тот был холодный, как лёд. Я решила присесть на него и примерить образ местной шутовки, благо, на мне было длинное тёплое пальто. 

Сидя на этом камне, я смотрела на озеро и думала — одно дело плавать в воде, там одежда не нужна, но вот сидеть на таком камне в холодное время года может быть неудобно. Русалки-шутовки лишены чётко выраженной сезонности, они могут выходить на сушу не только летом, но и холодной осенью, и даже зимой. Так я придумала специальный дизайн пальто, который согреет и руки, и живот, и хвост, и плавник.