Разговор на нём пошёл не столько о будущем «Край света. Arctic open», сколько о том, что такое кинофестиваль вообще, и чем он должен быть для региона.

Роль модератора дискуссии взял на себя генеральный продюсер «Края света», художественный руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович. 

— Мы хотим рассматривать фестиваль как инструмент культурной политики, социальной политики, — отметил он. — Политики в самом лучшем смысле этого слова — не манипуляции, а стратегии и тактики. Мы считаем, что кинофестиваль и кинематограф вообще могут влиять на качество жизни людей.

Алексей Агранович.Алексей Агранович.

Модератор обозначил темы для выступающих, первой из которых стала директор департамента кинематографии и цифрового развития министерства культуры РФ Светлана Максимченко. Она рассказала, что минкульт в этом году поддержал около 50 фестивалей. Хотя по международным меркам это не так много: ежегодно во всём мире проходит около десяти тысяч фестивалей.

Последовательность такая: сначала кинофестиваль провоцирует рост местной киноиндустрии, а уж через неё, в свою очередь, растёт и территория, которая становится съёмочной площадкой. Светлана Максимченко привела в пример бум южнокорейского кино, который вырос из кинофестиваля в Пусане.

— Фестиваль должен быть не сам по себе, — добавила Светлана Максимченко. — Он должен быть частью системного подхода к развитию кинематографа в регионе.

Именно поэтому так важно, чтобы в рамках фестиваля проходили лаборатории для молодых специалистов.

Своим опытом стимуляции развития киноиндустрии в регионе поделился министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. В регионе существует своя кинокомиссия, которая занимается сопровождением всех съёмок на территории. Там действует система рибейтов: местные власти компенсируют кинематографистом часть расходов от съёмок в Калининграде и окрестностях.

То, что регион снимается в кино, — это лучшая нативная реклама, считает Андрей Ермак.

— Когда герой Александра Балуева в фильме «Воин» выходит на пляж «Янтарный» и говорит: «Какой здесь чистый воздух, чистый озон!», — ему верится быстрее, — привёл пример министр.

За последние годы в Калининграде снималось много известных фильмов — например, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Верность» Нигины Сайфуллаевой, «Цой» Алексея Учителя.

Алексей Ермак.Алексей Ермак.

В Калининграде проходит фестиваль «Край света. Запад», а ещё «Балтийские дебюты», «Короче» и другие фестивали поменьше. На «Крае света. Западе» есть три жюри — профессиональное, детское и учительское. И в финале все они садятся за стол переговоров и выбирают фильм-обладатель гран-при. И эти два часа обсуждения, по словам Алексея Агранович, стоят того, чтобы проводить фестиваль.

Фестивали, действительно, должны образовывать — и подростков (как на «Западе»), и молодых специалистов (как на «Востоке» на Сахалине). Ведь для жителей Сахалина стать киношником всё равно, что стать космонавтом — сказывается удалённость киношкол и вузов.

Руководитель областного Дома молодёжи Алексей Чилибанов тоже понимает, что нужно работать с подростками. Он также считает, что не нужно недооценивать Reels и ТикТок: именно там, по его мнению, можно найти огромное количество молодых актёров, режиссёров и креаторов.

Анатолий Конычев.Анатолий Конычев.

По сути, часть той работы, которую делает калининградская кинокомиссия — поиск локаций, организацию кастинга, техническое обеспечение, — в Поморье уже делает региональное отделение союза кинематографистов и школа кино «Инфильм». По словам их представителя Анатолия Конычева, кинокомиссия, по сути, уже существует в области. Её оформление на бумаге тоже не за горами: сейчас над соответствующим документом отделение кинематографистов сейчас работает совместно с региональным минкультом. У архангельской кинокомиссии уже и лого есть — морошка.

Также Анатолий Конечев приоткрыл интригу, рассказав, что совсем скоро в Архангельск приедет режиссёр Пётр Буслов со своим новым проектом.

Обязанность завершать дискуссию выпала губернатору Архангельской области Александру Цыбульскому.

— Мне крайне важно, чтобы фестиваль масштабировался, рос, улучшал позиционирование региона, — подчеркнул глава региона. — С точки зрения значимости истории, культурного наследия Поморье даст сто очков вперед некоторым другим регионам. Здесь множество уникальных культурных объектов, памятников архитектуры, красивейшая природа. И всё это надо показывать. Так мы сможем развивать туризм, экономику впечатлений и, как следствие, саму территорию.

Александр Цыбульский.Александр Цыбульский.

Губернатор также привёл в пример мурманскую Териберку, которая, став локацией для «Левиафана» Андрея Звягинцева, превратилась из богом забытого места в популярное туристическое направление. Глава региона также согласился, что сам киносмотр — это лишь верхушка айсберга, но кинофестиваль должен работать круглый год.

Что касается «Край света. Arctic open», то про него пока — ничего конкретного. Алексей Агранович сказал, что здесь не должно звучать «арии московского гостя»: местные сами поймут, в каком направлении лучше двигаться.

Алексей Агранович также добавил, что кинофестиваль может отчасти решать проблему отрицательной миграции. Потому что кино — это взгляд на жизнь человека со стороны. А если о его жизни и его территории не снимают, то он как бы остаётся без этого взгляда, без отражения в зеркале. И он уезжает — туда, где сможет отразиться.