Вечером 17 декабря на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге загорелся строящийся для ВМФ России фрегат проекта 20385 «Проворный». С огнём на корабле боролись около суток, пожар удалось ликвидировать только в субботу. К счастью, обошлось без жертв — пострадали только двое пожарных, которых в состоянии лёгкой и средней тяжести доставили в больницу. Корвет пострадал куда сильнее — корпус корабля не пострадал, но огонь уничтожил его надстройку.

Как сообщает пресс-служба «Северной верфи», о причинах пожара пока говорить преждевременно, совместной комиссии судостроительного завода и Объединённой судостроительной корпорации на изучение обстоятельств происшествия и определение причины потребуется несколько недель. Комиссия оценит и ущерб нанесённый фрегату, его планируется достроить.

В связи с этим происшествием «Регион 29» решил вспомнить другие подобные инциденты на судостроительных и судоремонтных предприятиях, которые ведут работы в интересах ВМФ России. Свой выбор мы остановили на самых резонансных ЧП — на самом деле их было больше.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер, проходящий ремонт и модернизацию, загорелся 12 декабря 2019 года у причала 35-го судоремонтного завода (филиал центра судоремонта «Звёздочка») в Мурманске. Площадь возгорания составила 600 квадратных метров, с огнём пожарные боролись больше суток. В результат ЧП погибли два человека, ещё 12 пострадали. Причиной пожара послужила искра, которая во время сварки упала в трюм, где находились остатки мазута.

Передать ВМФ России единственный российский авианесущий корабль изначально планировалось в 2022 году, но затем сроки сдвинулись на 2023-й. По информации источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе, дело не в пожаре, а в проблемах с поставкой ремонтного оборудования.

Ранее, в 2018 году, авианосец пережил ещё неприятный инцидент — на 82-м судоремонтном заводе в Мурманске затонул плавучий док, в котором находился «Адмирал Кузнецов». При этом 70-тонный башенный кран упал на палубу корабля и повредил её. В результате ЧП погибло два человека, ещё трое пострадало.

Атомная подводная лодка «Орёл»

В начале 2014 года атомная подводная лодка проекта 949А (шифр «Антей») «Орёл» была поставлена в док северодвинского центра судоремонта «Звёздочка» для проведения работ по восстановлению технической готовности. Пожар на субмарине начался 7 апреля 2015 года — в результате сварочных работ загорелся резиновый уплотнитель между лёгким и прочным корпусом в районе 9-го отсека. Площадь пожара достигала 40 квадратных метров, возникло сильное задымление. В тот момент на АПЛ находилось 13 человек экипажа, все они были эвакуированы. Боекомплект с лодки был выгружен ещё осенью 2013 года при постановке в сухой док, ядерное топливо и ГСМ на борту также отсутствовали. Для тушения пожара было принято решение частичном затоплении АПЛ в сухом доке — прочный корпус подлодки остался герметично задраенным, оборудование от воды не пострадало.

Причиной пожара стало нарушение техники безопасности при проведении работ, ущерб от пожара превысил 100 миллионов рублей. Ремонт АПЛ «Орёл» завершился осенью 2017 года, сейчас она несёт службу на Северном флоте.

АПЛ «Томск»

В ноябре 2008 года АПЛ проекта 949А «Томск» прибыла в город Большой Камень на дальневосточный завод «Звезда» для восстановления технической готовности. Пожар на субмарине произошёл 16 сентября 2013-го при проведении работ по монтажу цистерны главного балласта — как и при пожаре на «Орле» семь лет спустя загорелся межкорпусный теплозвукоизоляционный материал. Пострадало 15 военнослужащих, все они были направлены на лечение в военно-морской клинический госпиталь.

В состав Тихоокеанского флота после ремонта АПЛ «Томск» включили в конце 2014 года. На настоящий момент она продолжает находится в строю.

АПЛ «Екатеринбург»

Крупный пожар на стратегическом ракетоносце проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин»), который проходил ремонт в доке 82-го судоремонтного завода (посёлок Росляково Мурманской области), начался 29 декабря 2011 года. При вырезке технологического отверстия в обтекателе гидроакустического комплекса (ГАК) из-за нарушения ТБ загорелся строительный мусор, потом огонь перекинулся на строительные леса вокруг подлодки, а затем — на резиновое покрытие субмарины.

Борьба с огнём заняла около 20 часов, для полной ликвидации пожара пришлось притопить плавучий док вместе с АПЛ. По сообщениям ряда СМИ в момент ЧП на борту «Екатеринбурга» находились боевые торпеды и ракеты с ядерными боеголовками — последствия пожара могли быть катастрофическими. В результате инцидента пострадали 9 человек, жертв не было.

В результате ЧП ущерб субмарине оценили в 500 миллионов рублей — серьёзные повреждения получил ГАК субмарины. 19 декабря 2014 г. отремонтированный «Екатеринбург» передали Северному флоту. По информации ТАСС, АПЛ из состава флота выведут уже в 2022 году.

БПК «Вице-адмирал Кулаков»

Сигнал о пожаре на большом противолодочном корабле проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков», проходящем ремонт на петербургской «Северной верфи» поступил 4 декабря 2009 года — на БПК из-за попадания искр сварки загорелась кладовая. В ходе тушения пожара погиб матрос Артур Каюмов — по информации «Фонтанки», у него отказал противогаз. Брат Артура, Альберт, доставший его из горящего помещения был госпитализирован, но выжил. Официально родителям Артура Каюмова сообщили, что их сын погиб при исполнении воинского долга, но подробности инцидента им тогда не рассказали.

Снова в состав Северного флота БПК «Вице-адмирал Кулаков» вошёл в декабре 2010 года. В октябре 2021 года экипаж корабля предотвратил захват пиратами гражданского судна в Гвинейском заливе у побережья Африки.

АПЛ «Пантера»

ЧП на субмарине проекта 971 (шифр «Щука-Б»), которая проходила ремонт на северодвинском «Севмаше» произошло 2 ноября 2006 года. Как писал «Коммерсант», при работах в третьем отсеке АПЛ из-за неосторожности сварщиков сперва загорелась ветошь, а потом и деревянный настил. Чтобы остановить распространение пламени горящий отсек задраили. После того, как температура внутри него опустилась, на разведку туда спустилась группа из семи пожарных — все они отравились продуктами горения и фреоном, но остались живы.

В состав Северного флота «Пантера» вернулась в январе 2008 года. На настоящий момент она продолжает находится в строю.

АПЛ Б-298

1 августа 2005 на северодвинской «Звёздочке» во время сварочных работ при утилизации атомной торпедной подлодки Б-298 проекта 671ТМ «Щука» (выведена из состава ВМФ в мае 1998 года) загорелись пары дизельного топлива, после чего произошёл объёмный взрыв. Двое рабочих погибли.