29 декабря исполнилось 40 лет со дня подписания приемного акта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской», сообщает пресс-служба «Севмаша».

Первую атомную подводную лодку проекта 941 «Акула» заложили на северодвинском предприятии 30 июня 1976 года, её строительство длилось пять с половиной лет. Тяжелый крейсер «Дмитрий Донской» (до 7 октября 2002 года — ТК-208) стал головным в серии из шести кораблей. Специально для создания атомоходов третьего поколения на Севмаше провели грандиозную реконструкцию, возвели новый эллинг — самое крупное крытое сооружение для строительства атомных подводных лодок в Европе.

Проект корабля разрабатывался в Санкт-Петербургском Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Сергея Ковалева. В создании атомной подлодки принимали участие более тысячи предприятий со всей страны

В 1989 году АПЛ «Дмитрий Донской» вернулась на Севмаш для ремонта и модернизации по проекту 941У, в 1991 году работы на субмарине приостановились, возобновились они только в 1996 году по проекту 941УМ. В состав Северного флота подводный крейсер повторно вошёл в 2002 году. Корабелы фактически подарили подлодке вторую жизнь, переоборудовав её для испытаний баллистической ракеты «Булава».

— Это грандиозный проект, который могла осилить только такая великая страна как Советский Союз, — подчеркнул генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. — Ни один флот мира не имеет таких кораблей и иметь в ближайшее время не будет. Сегодня тяжелый атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» обеспечивает испытания АПЛ четвертого поколения проектов «Ясень-М» и «Борей-А», строящихся на Севмаше, помогает им сделать свои первые морские шаги.

Из-за своих циклопических размеров — длины в 170 метров, высоты с девятиэтажку и подводного водоизмещения в 48 тысяч тонн — в 1988 «Дмитрий Донской» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире субмарина. Как отмечает ТАСС, атомоходы этого проекта оказались еще и единственными в мире катамаранного типа — с двумя независимыми друг от друга прочными корпусами. 

Всего с 1976 по 1989 год по проекту 941 было построено шесть субмарин проекта из десяти запланированных первоначально. Все ракетоносцы несли службу в составе Северного флота СССР и РФ. Три из них уже разрезаны на металл, ещё два — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» — выведены из состава флота и ожидают утилизации у причальной стенки «Севмаша». «Дмитрий Донской» же должен прослужить ещё как минимум пять лет.