В начале 2022 года Архангельск отметил небольшой архитектурный юбилей — 35-летие со дня открытия городского автовокзала. Свою работу он начал 11 ноября 1987 года — тогда на фасаде здания ещё не было мозаики. Спустя десятилетия некогда яркий образец архитектуры советского модернизма утратил свой лоск, потускнел и превратился в торговый павильон, где остановилось время. «Регион 29» рассказывает историю здания и показывает, как автовокзал выглядит сейчас.

Выразительная пластика и яркие штрихи

— Архангельский автовокзал — один из ярчайших примеров советского модернизма в локальной архитектуре. Термином «советский модернизм» обозначают архитектуру 50-80-х годов прошлого века — ту архитектуру, которая стала развиваться вследствие постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР № 1871 от 04.11.1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Критерии отнесения объектов к данному стилю весьма размыты. Единственный чёткий параметр — временной период. И наш автовокзал относится как раз к этому периоду, — рассказал «Региону 29» редактор ВК-сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владислав Дреко.

Новое здание автовокзала в Архангельске появилось в 1987 году. До этого автостанция находилась на набережной Северной Двины рядом с рынком между улицей Поморской и началом Театрального переулка. Впоследствии билеты на пригородные и междугородные автобусы продавали в кассе, расположенной в торце железнодорожного вокзала, а в Новодвинск и Северодвинск автобусы отправлялись от морского-речного вокзала — как, впрочем, и сейчас.

— Возведение автовокзала на всю жизнь отпечаталось в памяти детей и подростков Привокзалки, которым сейчас уже по 40-50 лет. Строительные работы требовали отрывки котлована и он естественным образом заполнился грунтовыми водами — не забываем, что Архангельск стоит на болоте. Так местные ребята катались в этом котловане на плотах, купались там, загорали на его берегах, — отметил Владислав Дреко

Новый автовокзал торжественно открылся 11 января 1987 года. При этом, в здании имелись некоторые недоделки: буфет в зале ожидания не работал, а автоматические камеры хранения не действовали. Кроме того, рейсы на Новодвинск и Северодвинск от МРВ к автовокзалу так и не перевели.

— Здание стало ещё одним ярким образцом модернизма в архитектуре Архангельска. Масштабные и светлые поверхности стен, массивные пилястры главного фасада, торжественная входная группа с козырьком, галерея выхода на посадку, в целом довольно смелое и яркое решение внешнего облика здания при минимальной декоративности — всё это выгодно выделяло здание на фоне индустриальных пейзажей и спальной застройки. Фотография автовокзала попала даже в набор фотооткрыток «Архангельск» 1989 года наряду с высоткой, МРВ, городским рынком и так далее, — раскрыл архитектурные особенности автовокзала собеседник «Региона 29».

Выразительную пластику здания дополняют два ярких штриха — мозаичное панно на главном фасаде и световые короба с надписью «АВТОВОКЗАЛ» на козырьке входной группы.

«Мозаику автовокзала создавали местные мастера, вручную выкладывая по заранее разработанным и согласованным эскизам образы поморов в сине-сером морском флёре, их добычу, парусное судно, женский образ как нечто возвышенное, символы сторон света и технического развития», — рассказал Владислав Дреко.«Мозаику автовокзала создавали местные мастера, вручную выкладывая по заранее разработанным и согласованным эскизам образы поморов в сине-сером морском флёре, их добычу, парусное судно, женский образ как нечто возвышенное, символы сторон света и технического развития», — рассказал Владислав Дреко.

— На открытке 1989 года мозаики ещё не было, хотя здание было построено двумя годами ранее. Это похоже на историю с кинотеатром «Русь», когда его глухие фасады художественно оформили лишь по прошествии нескольких лет после ввода здания в эксплуатацию, — отметил Владислав Дреко. — А световые короба есть отличный пример того, как вывеску с надписью можно органично вписать в архитектурную концепцию объекта. И это, на мой взгляд, прекрасный ориентир для городского дизайн-кода.

Торговые павильоны и столовая «Котлета»

В январе 2022 года архангельский автовокзал выглядит не так свежо и изящно, как день открытия, но во всяком случае лучше, чем пару лет назад. Сейчас фасад здания захламляют лишь несколько рекламных вывесок, когда как ещё в 2019-м из-за их изобилия начинало рябить в глазах.

Но вот за пластиковой входной группой скрывается буквально торговый зал, посреди которого в несколько рядов стоят невзрачные серые металлические сидения.На стене рядом со входом висит помятый ящик для писем и предложений, напротив — расписание автобусных рейсов.

Согласно сервису 2ГИС, в здание находятся 18 организаций — павильоны многих из них расставлены по внутреннему периметру автовокзала. Но некоторые забрались повыше — так, столовая с названием «Котлета» занимает второй этаж автовокзала.

Потенциальным покупателям в торговых точках предлагают бижутерию и очки, женские платья и шапки, тетрисы и пряжу. Внутри можно наткнуться даже на антикварную лавку. При этом, по ощущениям большинство павильонов закрыто — за витринами одних видны уже пустые пространства, на дверей других — красноречивые распечатки «Закрыто!!! Не работаем!!!».С одной из стен на эту пластиковую вакханалию смотрят неработающие часы, обрамлённые знаками зодиака и барельефами с парусными судами.

Внутри здания кажется, что время в нём остановилось где-то в 90-х или ранних 2000-х. А ещё — будто ты находишься не в Архангельске, а на какой-то безликой станции где-то на просторах области. Настолько безвкусно и уныло сегодня смотрится внутреннее оформление автовокзала.

У выхода к зоне посадки стоит рамка металлоискателя — чтобы не мешать проходу пассажиров она сдвинута к стене, рядом с ней никто не дежурит. Уже на улице взгляд сразу утыкается в железный сетчатый забор, установленный по требованию прокуратуры в 2018 году. Одно время проходов в нём было несколько, но по требованиям антитеррористической защищённости объекта летом 2019 года выход на посадку остался только один. Пассажирам данное нововведение в своё время не понравилось.

Не приносит радости автовокзал, видимо, и его нынешним владельцам, ООО «Автокапитал». В 2021 году компания выставила здание и прилегающий земельный участок на продажу. Всё вместе оценили в 150 миллионов рублей. В «сопроводительном письме» автовокзал назвали «знаковым объектом инфраструктуры областного центра» и «прибыльным активом», который с точки зрения бизнеса используется «менее, чем на 20%». Учитывая последний тезис, за будущее автовокзала становится немного страшно.

Примечание

Мозаика на фасаде автовокзала — одна из более чем 120 мозаик в городе. В 2019 году она стала частью выставки «Городская мозаика», организованной пабликом «Архангельск: архитектура и градостроительство» и ЦСИ Архангельск. Более подробная информация о выставке-исследовании доступна по ссылке.

Больше информации о Комбинате торговой рекламы — авторах световых коробов «Автовокзал» — можно найти здесь. Архангельским вывескам также был посвящён один из выставочных проектов ЦСИ Архангельск.