Хамить не перехамить
— Никогда не надо ничего доказывать хаму, — говорит архангельский психолог Екатерина Пяткова. — Во‑первых, убеждённого хама не перехамить, спорить с ним бесполезно, а во‑вторых, отвечая агрессией на агрессию, мы сами уподобляемся грубияну.
Хамство на дороге — это не только про нарушение правил дорожного движения, но и про нарушение правил человеческого поведения, целенаправленное пренебрежение нравственными нормами. Автохам делает всё абсолютно осознанно. Ему просто плевать на дорожные знаки и правила. Неуважение к соседям по потоку, к пешеходам — норма для него.
Подрезать на дороге, объехать пробку по встречке, выбросить мусор из окна на полном ходу, проигнорировать скорую, обкатить грязью или перегородить дорогу, чтобы загнать всех на обочину или в сугроб — классика автохамства.
Интересно, что исследователи приравнивают автомобильное хамство к хамству рефлексивному, в основе которого лежит стереотипное мышление, прошлый негативный опыт. Возникает такое рефлексивное хамство при чётком групповом подразделении на «своих» и «чужих», предполагающем взаимную межгрупповую антипатию. В повседневной жизни это могут быть совершенно разные группы. Например, продавцы — покупатели, учителя — ученики или, как в нашем случае, водители — пешеходы.
«Я в домике!»
Всегда ли хам за рулём — хам по жизни? Нет. Человек может быть эмоционально нестабильным, но вполне добродушным в быту и, на первый взгляд, выглядеть достаточно воспитанным. Но садится за руль и начинает в буквальном смысле перевоплощаться.
Причиной такого перевоплощения могут стать негативные эмоции, проблемы в семье, на работе, которые копятся, копятся и, наконец, выплёскиваются на дороге — хамство как защита на раздражитель окружающей среды. В лицо начальнику я сказать ничего не могу и вымещаю злобу здесь, за рулём. Автомобиль при этом создаёт иллюзию защищённости: «Я в домике, а всё остальное меня не заботит». Но привыкнув разряжаться таким образом, хам уже не может остановиться — он будет повторять способ снятия напряжения снова и снова.
Сложившаяся модель хамского поведения может усвоиться и в детстве, как научение: «Мой отец всегда ругался на дороге». А если родители ещё и обесценивали ребёнка: «Закрой рот! Сиди и молчи!», то, вполне вероятно, что молчун, испытывающий хронический дефицит внимания, повзрослев, начнёт доказывать свою значимость любыми способами, в том числе и негативно — с помощью хамства. В погоне за вниманием многие снимают ролики о своих «достижениях», выкладывая всё это в социальные сети — такая наглость на грани тупости.
Впрочем, отсутствие эмоционального интеллекта — распространённая черта хама. Помните нашумевшую историю в Архангельске, когда избитого, лежащего на дороге мужчину несколько раз переехал автомобиль? Водитель, почувствовав, по его словам, «кочку» под колёсами, вышел из машины, подошёл к пострадавшему, а затем спокойно сел в машину и поехал дальше по своим делам…
Бей, беги, замри?
Агрессивные наглецы, ставящие себя выше других — самая страшная группа автохамов. Если сделать замечание такому водителю, он не просто разразится нецензурной бранью в ответ, но может сразу схватиться за биту, монтировку. Громкие гудки, крайняя раздражительность, нетерпение: «Я спешу!» — это всё к тому же портрету. Агрессор всегда пытается спровоцировать, вывести «противника» на поле битвы.
Есть и так называемые безобидные автохамы — другой тип водителей, которые уверены, что их поведение никого не задевает и никому не мешает. В случае конфликта они будут упорно доказывать свою мнимую правоту — диалог с ними абсолютно невозможен. Вас просто не услышат. Такая самоуверенность повышает риск дорожно-транспортных происшествий. И хотя они редко бросаются на оппонентов с кулаками, предпочитая действовать из «домика», столкновение с ними неприятное и выматывает нервы.
Третья группа — пассивные автохамы — те, кто нарушает правила за компанию. Образно говоря, если другим можно парковаться на газоне, то почему мне нельзя? Первыми не перегородят дорогу, но если видят, что другие делают именно так, не задумываясь последуют их примеру.
Когда мы сталкиваемся с проявлением хамства, у нас, как правило, включаются три реакции: бей, беги, замри. Все они малоэффективны. Лучше постараться перевернуть собственное восприятие и принять тот факт, что многие люди хамят и грубят. Но проблема не в вас, а в человеке, который это делает. Счастливые, гармоничные и довольные собой люди никогда не будут никого оскорблять. Хамит, значит, что‑то его мучает — гнев, зависть, обида. Не может с этим справиться и подсознательно ищет на кого слить свой негатив. И поскольку хам не способен адекватно оценивать свои действия, то лучший выход — дистанцироваться от него или вовсе избежать общения с ним.
Если хам бежит к вам…
Иногда, действительно, помогает юмор, особенно если мысленно отвлечься и представить хама в каком‑то смешном образе. Главное, не принимать ситуацию близко к сердцу, не вестись на провокацию — не огрызаться в ответ на хамство. Ведь именно этого хам и ждёт — вашего внимания и эмоций. Для него это такой энергетический вампиризм — способ подзарядиться чужой энергией, особенно негативной.
Что делать? Оставаться спокойным. «Дай дорогу дураку!» — поговорка, которой не один десяток лет. Не ввязывайтесь в бессмысленное состязание. Иногда лучше, действительно, пропустить водителя-хама вперёд. Если же автохам настроен на открытый конфликт, выскочил из машины и бежит к вам, а у вас нет возможности отъехать — оставайтесь в машине, закрыв все окна и заблокировав двери.
Бьёт по лобовому стеклу? Ни в коем случае не выходите, пытаясь защитить машину. Поведение неадеквата непредсказуемо, и следующий удар может быть по вашей голове. Включите громкую связь, наберите 112, продиктуйте дежурному номер автомашины неадекватного водителя, адрес, где вы находитесь, разверните видеорегистратор в его сторону. Запись с видеорегистратора при подаче заявления в полицию станет доказательством. Можно также начать сигналить, привлекая внимание окружающих.
«А правда, что у дуба корни белые?»
Но если вы понимаете, что угрозы жизни нет, что от вас с помощью хамства просто добиваются ответной реакции, максимально спокойно дайте понять, что не готовы общаться с человеком в таком состоянии. Не отворачивайтесь демонстративно, но помните — вы не обязаны вступать в диалог.
На оскорбление, действительно, лучше не отвечать, но сломать шаблон, чтобы выбить хама из его эмоционального поля, всё‑таки можно. Для этого достаточно задать ему какой‑нибудь нелепый вопрос: «А правда, что у дуба корни белые?» У меня в практике были старшеклассники, которые такими вот вопросами обезоруживали учительницу, любившую срываться на крик и оскорбления в классе. Можно сделать и какой‑нибудь комплимент неожиданный: «Какой у вас милый шарфик! Сами вязали?»
Главное — не терять самообладания, уверенности в себе, не перенимать чужие эмоции и не вступать в борьбу на чужом эмоциональном поле. Решите для себя, что вас абсолютно не интересует и не касается, почему так нервничает этот хам. Впрочем, и так всё понятно — он просто несчастный человек…