Она стала уже третьей персональной выставкой художника в Архангельске. В последний раз выставку Сафронова открывали в столице Севера четыре года назад. Тогда, в феврале 2018-го, живописец не смог приехать, а женщинам на входе дарили белые розы. Теперь же художник приехал лично поприветствовать архангельского зрителя, но розы посетительницам по прежнему дарили.
В экспозицию вошли 55 работ. Как и четыре года назад, посетителей на выставке встречал автопортрет художника. Как и в прошлый раз, была и графика: портреты знаменитостей — выполненные сангиной. Изображения Натали Портман и Жана Поля Бельмондо привезли даже по второму разу. Зато в этот раз «аллею звёзд» дополнили портреты Дэниела Крейга и Шарлотты Рэмплинг.
Широко представлены в экспозиции работы в авторской импрессионистской технике Dream vision. Эти полотна, действительно, кажутся попытками удержать в сознании ускользающее прекрасное сновидение. В этой технике выполнены венецианские (например, «Девушка, идущая по мосту», героиня которой, окружённая дымкой, сама по себе похожа на видение) и китайские пейзажи. На одной из «китайских» картин Никас Сафронов буквально сталкивает историю и современность, изображая девушку в традиционном костюме на фоне технологичных небоскрёбов Шанхая.
Техника Dream vision позволяет запечатлеть и другие ускользающие впечатления — например, корриду. Очень ёмко об авторской технике художника говорит название одного из пейзажей, выполненного в ней, — «Отрывочный сон о детском воспоминании о поездке на юг».
Нашла себе место в экспозиции и провокационная сафроновская анималистика. Например, картина «Мартовский вальс или весенний сон о Ренуаре», на которой Никас Сафронов пририсовал кошачьи мордочки паре с полотна французского импрессиониста «Танец в Буживале».
Есть в экспозиции и сюрреалистический уголок. В нём — портрет главного сюрреалиста, любимого художника Сафронова Сальвадора Дали. А ещё Ленин в облаке из цветов. И причудливый пухлый белый кролик с совиными крыльями, изображённый над морем на картине «Полеты во сне и наяву».
Одна из сквозных тем выставки — театр. К ней относится картина «Из жизни театра или сон о пчёлах» — прекрасная женщина, похожая на античную статую напротив окна, из которого открывается вид то ли на Рим, то ли на Венецию. Полотно «Композиция № 10: Театр» создавалась почти сорок лет. Театральная и одна из анималистических картин, название которой отсылает к Шекспиру: на ней героиня с мордочкой белой кошки держит в руках маску тигрицы.
И вроде бы всё это — или подобное ему — видели уже на предыдущих выставках. Но в этот раз музейные работники и художник нашли, чем удивить посетителей. После того, как отзвучал романс Александра Гурилёва «Внутренняя музыка», на вернисаже погасили главный свет, и каждая картина засветилась собственным внутренним светом. А во всю стену развернулась видеопроекция: на ней пухлый белый кролик зашевелил крыльями, а Дали захлопал глазами. Картины ожили. Хотя так и не заговорили.
Зато много говорил сам художник. В его спиче нашлось место и соображениям по геополитике, и критике акционизма и криптоискусства.
— Если нет искусства, нет государства, — заявил художник. — У нас есть искусство, у нас великое государство. Я преподаю и пропагандирую классическое искусство. Как сказал Сальвадор Дали, «научитесь рисовать как Веласкес или Леонардо, а потом делайте что хотите». Сегодня студенты не хотят особенно углубляться в классику. Сегодня есть NFT — это такой токен, благодаря которому вы можете нарисовать что угодно, это переводится в цифру, а потом продаётся в интернете за счёт хайпа. Это идея современная, но она для нас неприемлема, потому что мы всё-таки хотим посмотреть живую картину и получить удовольствие от просмотра. Говорят, когда Джоконду уносят на реставрацию, она начинает хиреть. А когда её снова выносят в зал, она расцветает. Поэтому картины пишутся для вас. Мы делаем выставки не для того, чтобы зарабатывать. Это очень дорогие проекты. Эта подсветка стоит сотни тысяч долларов, страховка каждой картины — по 50-100 тысяч. Денег не получаем, наоборот, доплачиваем. Всё для того, чтобы люди видели.
Никас Сафронов поблагодарил за поддержку губернатора Архангельской области Александра Цыбульского. Сам глава региона открытие не посетил: он пришёл позже. Но на вернисаж за него пришёл его первый заместитель Ваге Петросян.
— Уважаемый Никас, мы рады видеть вас и ваше творчество на архангельской земле! — обратился к художнику и зрителям руководитель администрации губернатора. — Ваши предыдущие выставки вызвали живой отклик у северян, и, думаю, этот проект будет особенным. Дорогие друзья, у вас сегодня есть уникальная возможность пообщаться с маэстро вживую и получить ответ на вопрос, о чём же молчат картину. Уважаемый Никас, я желаю вам вдохновения, плодотворной работы, а всем гостям — интересного общения.
Выставка Никаса Сафронова «О чём молчат картины» будет работать до 10 апреля. Её можно будет посетить по «Пушкинской карте». Также в рамках выставочного проекта в марте и апреле пройдут мастер-классы «Рисуем, как Никас Сафронов».