Александр пришёл к рисованию в 2019 через левел-дизайн — создание уровней для компьютерных игр. Затем Александр стал работать красками и пастелью. Заменой холста у него часто служат листы ДВП. Комната худжника — настоящая мастерская с небрежно лежащими кистями и красками на столе, мольбертом и коллекцией полотен.
![](http://cdn25.region29.ru/622dd2e06d9d51eeff127b62/622dd7e09da0f.jpg)
С помощью таких материалов мужчина старается создать то, что полностью отражает его переживания:
— Культура и самобытность наша уходящая, табуированность темы смерти, тема ментальных расстройств, всеобщий милитаризм, отрицание гуманизма, — перечисляет художник.
Александр Смирнов подчеркивает, что его очень волнуют визуальные изменения Архангельска, поэтому художник «сбегает в творчество».
Во время пандемии коронавируса он начал создавать картины по мотивам любимых музыкальных произведений. Сейчас Александр Смирнов работает над большим проектом: уже год пишет текст и готовит к нему иллюстрации.
Художником себя Александр себя назвал не сразу, а только в 2021, когда, по его словам, в него начали верить люди.
— Есть же синдром самозванца, когда ты считаешь, что это все не заслужено, что эта ерунда скоро пройдёт. Но потом приходит понимание, что это не пустяк, что это надолго, — делится он.
![](http://cdn25.region29.ru/622dd2e06d9d51eeff127b62/622dd80a13452.jpg)
«Я наивный художник»
Свои работы публично Александр показывает только в социальной сети. На своей страничке рассказывает о картинах и творческом процессе. Но большое внимание к своей персоне, по словам художника, его настораживает.
— Я не продаю картины принципиально: мне сложно назвать цену, не знаю, сколько на самом деле стоят мои работы. Чувствую себя не в своей тарелке, когда договариваюсь о цене, будто навязываюсь. Практикую донаты: если человек хочет купить картину, которая выложена в сеть у меня, он может предложить свою цену, и я отдам работу, — говорит Александр Смирнов.
Тем не менее, в творческом сообществе мужчина состоит. В беседе с художниками из Украины, Молдавии, Казахстана и других стран он обменивается опытом в сфере живописи, рассказывает о своих вкусах.
Например, Александру Смирнову не нравится фотореализм в живописи — это когда рисунок настолько схож с реальностью, что его не отличить от фотографии. Но мужчина настоящий ценитель работ Ван Гога, Врубеля, Мунка и подпольных художников Советского союза.
![](http://cdn25.region29.ru/622dd2e06d9d51eeff127b62/622dd827ebe58.jpg)
Невооруженным глазом видно, что работы архангельского художника своими красками напоминают полотна его любимых известных мастеров. Но Александр Смирнов заверяет, что палитра его картин зависит только от его настроения.
— Цветовая гамма равняется на мои чувства. В последнее время меня тянет в тёмные тона, а я пытаюсь силой себя заставить добавить света. Эта борьба заметна в моих работах, — признается Александр.
Люди на картинах Александра встречаются нечасто: это выдуманные художником безликие персонажи со своими историями. Ещё одна отличительная черта его работ — динамичные мазки: чем ближе к зрителю, тем меньше мазки. Может показаться, что работы Александра Смирнова выглядят «неправильно», он это пояснил:
«Я наивный художник. Существует такой термин. Это когда человек уходит от академизма и рисует с неправильной перспективой, неверной светотенью, цвета у него какие-то несочетаемые. В наивной живописи можно делать всё, что угодно».
Пока Александр перебирал свои полотна, мы узнали, мог бы он когда-нибудь уйти от своей наивной живописи.
— Мог бы уйти в примитив, изображая фигуры: вот тебе квадрат, вот круг в стиле Малевича или Кандинского. Это интересно, но меня точно не поймут, — сказал художник. — Сейчас в своих работах я не рассказываю все смыслы, чтобы было интересно читать. Отчасти я хочу, чтобы зрители разгадывали мои картины. Чтобы их правильно поняли, я сопровождаю полотна текстом или сопроводительной пояснительной запиской.
![](http://cdn25.region29.ru/622dd2e06d9d51eeff127b62/622dd88635723.jpg)
«Посмотреть на всё со стороны, как гость»
Мы спросили у Александра, почему же художник с собственным стилем и большой коллекцией не сделает свою выставку.
— Мне будет очень тяжело. Выставка — это организационные вопросы, общение с людьми, — говорит мужчина. — Не хочу внимания. Я бы даже доверил выставку кому-то. Было бы здорово прийти на неё и посмотреть на всё со стороны, как гость, — улыбается художник.
Тем не менее у Александра была одна собственная выставка в своей жизни, только он там представлял не картины, а фотографии. В 2019 Александр Смирнов совместно с редактором сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владиславом Дреко организовали выставку фотографий городской мозаики в Центре современного искусства в Архангельске.
— Это было достаточно забавно, — вспоминает Александр Смирнов. — Осознавать, что твои работы кому-то нужны, и их ценят. Очень приятное человеческое чувство.
Несмотря на свою любовь к городской мозаике, сам художник не хотел бы её создавать:
«Это очень сложный процесс: её мало нарисовать, ещё и выложить надо. Если краску просто исправить, то мозаику надо отдирать и переклеивать. Есть риск порезаться и получить профзаболевания от стеклянной пыли. А я люблю податливые материалы: темперу, гуашь, пастель».
![](http://cdn25.region29.ru/622dd2e06d9d51eeff127b62/622dd8b0e9ca1.jpg)
«Дух какой-то»
На полках художника множество книг о проектировании зданий, чертежах и направлениях архитектуры.
— Не все понимают всю самобытность архитектуры Архангельска, — считает Александр Смирнов. — Нигде не увидишь такую разноплановость в одной эпохе: вот тебе и сталинский ампир, и «хрущёвки», советский модернизм, деревянное строительство. Сейчас вот есть бараки, а раньше же это были очень добротные дома. И при это советская архитектура на этом не заканчивается, — говорит художник.
Архитектура города прослеживается в работах Александра Смирнова. Он по памяти изображает деревянные дома. Мы спросили, что же ещё архангельского есть в картинах художника:
— Дух какой-то, — незамедлительно отвечает Александр. — Пробовал недавно нарисовать собирательный образ трамвая на Сульфат.
![](http://cdn25.region29.ru/622dd2e06d9d51eeff127b62/622dd845a344e.jpg)
«Это сотканные образы, идеи»
Александр Смирнов рассказал, что его вдохновляют события вокруг, то, что беспокоит, и музыка.
— Порой не знаешь, как высказаться творчеством на те или иные темы, чтоб никого не обидеть, — говорит художник.
Помимо внешней среды Александра вдохновляют собственные проекты.
— Мое искусство — это отражение быта, в котором я живу. Быт определяет сознание. Это сотканные образы, идеи — все из головы, — объясняет Александр Смирнов.
![](http://cdn25.region29.ru/622dd2e06d9d51eeff127b62/622dd8fc531e6.jpg)
Рассуждая о том, кто же главный критик художника: публика или он сам, Александр не задумываясь отвечает, что художник. Он видит чёткую разницу между создателями картин и обычными людьми:
— Современный художник чувствует нить настоящего и не может себе позволить врать. Он всегда отражает настоящее, и неважно, кисть у него в руках или фотоаппарат. Тем не менее мы очень тонкие натуры, ведь все мы любим своё творчество, каким бы оно ни было. Ты, как мать, принимаешь своё — неказистое дитя, но такого уже нигде не будет, — говорит Александр.
Художник признался, что искусство помогает ему успокоиться:
«Оно даёт мне успокоение в столь трудные минуты бытия. Мы живём в непростое время, но от себя не убежишь. Поэтому рисую, как умею. Несколько дней могу вынашивать идею в голове, затем рисую эскизы».
На вопрос, что будет с его картинами через десятки лет и каким будет его творчество будет в будущем Александр ответил:
«Всё таким же странным и непонятным. Возможно, провокационным, потому что иногда бывает сложно молчать на острые темы. Поэтому, странным и с пояснениями от автора».
![](http://cdn25.region29.ru/622dd2e06d9d51eeff127b62/622dd8d1e224b.jpg)