Александр пришёл к рисованию в 2019 через левел-дизайн — создание уровней для компьютерных игр. Затем Александр стал работать красками и пастелью. Заменой холста у него часто служат листы ДВП. Комната худжника — настоящая мастерская с небрежно лежащими кистями и красками на столе, мольбертом и коллекцией полотен.

С помощью таких материалов мужчина старается создать то, что полностью отражает его переживания:

— Культура и самобытность наша уходящая, табуированность темы смерти, тема ментальных расстройств, всеобщий милитаризм, отрицание гуманизма, — перечисляет художник.

Александр Смирнов подчеркивает, что его очень волнуют визуальные изменения Архангельска, поэтому художник «сбегает в творчество».

Во время пандемии коронавируса он начал создавать картины по мотивам любимых музыкальных произведений. Сейчас Александр Смирнов работает над большим проектом: уже год пишет текст и готовит к нему иллюстрации.

Художником себя Александр себя назвал не сразу, а только в 2021, когда, по его словам, в него начали верить люди.

— Есть же синдром самозванца, когда ты считаешь, что это все не заслужено, что эта ерунда скоро пройдёт. Но потом приходит понимание, что это не пустяк, что это надолго, — делится он.

«Я наивный художник»

Свои работы публично Александр показывает только в социальной сети. На своей страничке рассказывает о картинах и творческом процессе. Но большое внимание к своей персоне, по словам художника, его настораживает.

— Я не продаю картины принципиально: мне сложно назвать цену, не знаю, сколько на самом деле стоят мои работы. Чувствую себя не в своей тарелке, когда договариваюсь о цене, будто навязываюсь. Практикую донаты: если человек хочет купить картину, которая выложена в сеть у меня, он может предложить свою цену, и я отдам работу, — говорит Александр Смирнов.

Тем не менее, в творческом сообществе мужчина состоит. В беседе с художниками из Украины, Молдавии, Казахстана и других стран он обменивается опытом в сфере живописи, рассказывает о своих вкусах.

Например, Александру Смирнову не нравится фотореализм в живописи — это когда рисунок настолько схож с реальностью, что его не отличить от фотографии. Но мужчина настоящий ценитель работ Ван Гога, Врубеля, Мунка и подпольных художников Советского союза.

Невооруженным глазом видно, что работы архангельского художника своими красками напоминают полотна его любимых известных мастеров. Но Александр Смирнов заверяет, что палитра его картин зависит только от его настроения.

— Цветовая гамма равняется на мои чувства. В последнее время меня тянет в тёмные тона, а я пытаюсь силой себя заставить добавить света. Эта борьба заметна в моих работах, — признается Александр.

Люди на картинах Александра встречаются нечасто: это выдуманные художником безликие персонажи со своими историями. Ещё одна отличительная черта его работ — динамичные мазки: чем ближе к зрителю, тем меньше мазки. Может показаться, что работы Александра Смирнова выглядят «неправильно», он это пояснил:

«Я наивный художник. Существует такой термин. Это когда человек уходит от академизма и рисует с неправильной перспективой, неверной светотенью, цвета у него какие-то несочетаемые. В наивной живописи можно делать всё, что угодно».

Пока Александр перебирал свои полотна, мы узнали, мог бы он когда-нибудь уйти от своей наивной живописи.

— Мог бы уйти в примитив, изображая фигуры: вот тебе квадрат, вот круг в стиле Малевича или Кандинского. Это интересно, но меня точно не поймут, — сказал художник. — Сейчас в своих работах я не рассказываю все смыслы, чтобы было интересно читать. Отчасти я хочу, чтобы зрители разгадывали мои картины. Чтобы их правильно поняли, я сопровождаю полотна текстом или сопроводительной пояснительной запиской.

«Посмотреть на всё со стороны, как гость»

Мы спросили у Александра, почему же художник с собственным стилем и большой коллекцией не сделает свою выставку.

— Мне будет очень тяжело. Выставка — это организационные вопросы, общение с людьми, — говорит мужчина. — Не хочу внимания. Я бы даже доверил выставку кому-то. Было бы здорово прийти на неё и посмотреть на всё со стороны, как гость, — улыбается художник.

Тем не менее у Александра была одна собственная выставка в своей жизни, только он там представлял не картины, а фотографии. В 2019 Александр Смирнов совместно с редактором сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владиславом Дреко организовали выставку фотографий городской мозаики в Центре современного искусства в Архангельске.

— Это было достаточно забавно, — вспоминает Александр Смирнов. — Осознавать, что твои работы кому-то нужны, и их ценят. Очень приятное человеческое чувство.

Несмотря на свою любовь к городской мозаике, сам художник не хотел бы её создавать:

«Это очень сложный процесс: её мало нарисовать, ещё и выложить надо. Если краску просто исправить, то мозаику надо отдирать и переклеивать. Есть риск порезаться и получить профзаболевания от стеклянной пыли. А я люблю податливые материалы: темперу, гуашь, пастель».

«Дух какой-то»

На полках художника множество книг о проектировании зданий, чертежах и направлениях архитектуры.

— Не все понимают всю самобытность архитектуры Архангельска, — считает Александр Смирнов. — Нигде не увидишь такую разноплановость в одной эпохе: вот тебе и сталинский ампир, и «хрущёвки», советский модернизм, деревянное строительство. Сейчас вот есть бараки, а раньше же это были очень добротные дома. И при это советская архитектура на этом не заканчивается, — говорит художник.

Архитектура города прослеживается в работах Александра Смирнова. Он по памяти изображает деревянные дома. Мы спросили, что же ещё архангельского есть в картинах художника:

— Дух какой-то, — незамедлительно отвечает Александр. — Пробовал недавно нарисовать собирательный образ трамвая на Сульфат.

«Это сотканные образы, идеи»

Александр Смирнов рассказал, что его вдохновляют события вокруг, то, что беспокоит, и музыка.

— Порой не знаешь, как высказаться творчеством на те или иные темы, чтоб никого не обидеть, — говорит художник.

Помимо внешней среды Александра вдохновляют собственные проекты.

— Мое искусство — это отражение быта, в котором я живу. Быт определяет сознание. Это сотканные образы, идеи — все из головы, — объясняет Александр Смирнов.

Рассуждая о том, кто же главный критик художника: публика или он сам, Александр не задумываясь отвечает, что художник. Он видит чёткую разницу между создателями картин и обычными людьми:

— Современный художник чувствует нить настоящего и не может себе позволить врать. Он всегда отражает настоящее, и неважно, кисть у него в руках или фотоаппарат. Тем не менее мы очень тонкие натуры, ведь все мы любим своё творчество, каким бы оно ни было. Ты, как мать, принимаешь своё — неказистое дитя, но такого уже нигде не будет, — говорит Александр.

Художник признался, что искусство помогает ему успокоиться:

«Оно даёт мне успокоение в столь трудные минуты бытия. Мы живём в непростое время, но от себя не убежишь. Поэтому рисую, как умею. Несколько дней могу вынашивать идею в голове, затем рисую эскизы».

На вопрос, что будет с его картинами через десятки лет и каким будет его творчество будет в будущем Александр ответил:

«Всё таким же странным и непонятным. Возможно, провокационным, потому что иногда бывает сложно молчать на острые темы. Поэтому, странным и с пояснениями от автора».