На своеобразную репетицию вступительных испытаний в один из главных театральных вузов России записались 140 молодых людей из Архангельска, Северодвинска и области. В зал на просмотр к декану актёрского факультета Тарасу Белоусову заходили группами по десять человек. Десятка, с которой зашли мы, оказалась полностью девичей. Хотя редкий юноша на подступах к камерной сцене всё же попадался.
Среди девушек, оказавшихся в десятке, были и одиннадцатиклассницы, и выпускницы колледжей, и даже одна десятиклассница. Архангелогородки, северодвинки, и даже одна жительница Каргополя.
Стандартный набор прослушивания — «Стих — басня — проза — песня». В чтецко-песенной программе вступительных отчётливо прозвучали патриотические нотки. Например, одна из девушек читала стихотворение Веры Инбер «Москва в Норвегии», где «я не должна уезжать из Союза». Другая — пела «Священную войну».
Одиннадцатиклассница Виктория Попова рассказала, что хочет стать либо актрисой, либо режиссёром.
— Но в 17 лет, наверное, ещё рано становиться режиссёром, — добавила девушка. — Житейского опыта недостаточно.
Вика прочла стихотворение Агнии Барто про крота и отрывок из романа Джорджа Орруэлла «1984».
Её тезка Виктория Шинакова ещё учится в десятом классе. Пришла отрепетировать поступление на будущий год, подметил Тарас Белоусов. Преподаватель спросил, какое у неё любимое место в Архангельске. Она сказала — театр драмы. А спектакль — «Гамлет».
— Там играет наш педагог из театральной студии Наталия Латухина, — сказала Виктория.
Следующую, одиннадцатиклассницу Ксению Шатунову, Тарас Белоусов спросил: почему в театральный?
— Только не говорите мне про запах кулис, — сказал он. — Мне в предыдущей десятке три человека говорили про запах кулис. Я даже подумал: может, тут в Архангельске кулисы как-то пахнут по-особому?
И, на всякий случай, подошёл и понюхал. Но Ксения объяснила, почему хочет поступать.
— Здесь, в театре, чувств больше, — ответила девушка простодушно. — Они здесь какие-то более искренние.
Северодвинка Анастейша Козуто — из «бывалых». Он поступала много раз, доходила до третьего курса. А когда не поступила, отучилась в школе телевидения. Название басни «Стрекоза и муравей» она произнесла, будто опасаясь, что не разрешат читать.
— Я только одну басню не слушаю — «Лиса и бобёр», — развеял ею сомнения Тарас Белоусов. — Мне сегодня её пытался прочитать мальчик под два метра ростом…
А когда дочитала, начался уже практически разбор роли.
— Злой, не люблю эту басню, — поделился преподаватель. — Будь я муравей, я бы стрекозу пустил. А можно по-другому разобрать: он был в неё влюблён и теперь боится своих чувств.
На вопрос о роли мечты Анастейша ответила:
«Хочу в военном фильме сыграть — чтобы меня убили в конце».
Ещё она прочла монолог из пьесы Ивана Вырыпаева «Кислород». Тарас Белоусов поставил девушке нетривиальную задачу — убаюкать этим текстом младенца. Роль младенца сыграл берет начинающей актрисы.
— Он только родился? — уточнила девушка возраст «малыша».
— Ну, может, месяца три, — пояснил педагог.
— А, а я думала он подросток!..
Когда с возрастом определились, — убаюкала.
Вскоре после Анастейши пробоваться вышла ещё одна северодвинка — Марина Потапова. На самом деле, с ней мы успели пообщаться ещё до входа десятки в зал. Он рассказала, что три года назад закончила колледж культуры и искусства. Потом работала с дошколятами в детской театральной студии «Премьер». А сейчас работает с детьми в социально-реабилитационном центре «Солнышко». Но мечта о театре осталась. Этим летом Марина, как ни сложится на вступительных, всё равно планирует поступать — если не на актрису, то на руководство театрализованными представлениями.
— Я читаю Чехова — «Который из трёх?», — поделилась она. — Это небольшой рассказ про девушку, которая мечется между тремя мужчинами. Басня — «Ворона и лисица» Крылова. И стихотворение — «Россия» Максимиллиана Волошина. Мне кажется, оно сейчас очень актуально.
Тарас Белоусов Марину слегка огорошил: мол, в её 24 года (всего-то!), можно подумать о заочном. Потому что актёрские курсы сейчас молодеют.
— Мы последний актёрский курс называли «12Б» — там все после школы пришли, — рассказал педагог. — Там девочки на музыкальной грамоте кидались ручками и называли друг друга дурами. Мы поверить не могли, что это в ГИТИСе происходит!
Многих девушек педагог просил собрать волосы — чтобы лицо лучше видеть. А Наталию Назаркину, наоборот, попросил распустить волосы и откинуть назад. Девушка прочла отрывок из пьесы современного драматурга Марии Огневой «Костик». Тарас Белоусов порекомендовал усилить программу для прослушивания классикой.
— Вам диапазон позволяет, — добавил он обнадёживающе. — Леди Макбет Лескова, Маргарита…
Это была лишь одна десятка из 140 абитуриантов. И только первый день выездных прослушиваний. Те, кому улыбнётся удача, получат доступ сразу ко второму туру вступительных в Москве.