В САФУ проходит проект «Студент на один день». Его участники — школьники, которые хотят познакомиться с университетом. В университете отмечают, что мероприятия такого формата помогут молодым людям погрузиться в студенческую атмосферу и определиться с будущей профессией. Мы попытались узнать, так ли это на самом деле, и отправились вслед за старшеклассником в университет.
Путь
каждого школьника, который желает стать
студентом на один день, начинается с
заполнения заявки на сайте. В ней нужно
указать свои интересы, конкретное
желаемое направление или просто сферу
деятельности. Затем сотрудники САФУ связываются со школьником
и назначают удобную дату, обговаривают
детали. Когда уже ясно, на какие учебные
занятия и на какой факультет попадёт
школьник, за ним закрепляют студента,
который будет ему помогать.
Я думал, Вы студент!
1 апреля архангельскому одиннадцатикласснику Даниилу Новоселову из школы № 14 не до розыгрышей: он отправляется в Высшую школу информационных технологий и автоматизированных систем (ВШИТАС). Занятия начнутся в 8:20.
На входе в корпус Даниила встречает заместитель директора по профориентации ВШИТАС Мария Павлова и студентка третьего курса Анна. Они провожают старшеклассника на его первую лекцию по дисциплине «Проектирование и разработка веб-ориентированных бизнес-приложений». Анна скромно делится с нами, что никогда не была наставницей у школьника на этом проекте и ожидает, что он будет необщительным. «В планах у нас побывать на лекциях, практическом занятии и директорате», — говорит Анна.
Старшеклассник заходит в аудиторию и подсаживается за последнюю парту к третьекурсникам направления подготовки «прикладная информатика». Лекцию начинает вести доцент кафедры прикладной информатики и информационной безопасности Станислав Москаленко, он не сразу замечает Даниила. Только спустя какое-то время после начала занятия преподаватель поинтересовался, что это за молодой человек.
— Я думал, что Вы студент, — говорит Станислав Москаленко, — сидите тут, общаетесь с коллегами, — смеётся он.
Вскоре преподаватель позвал старшеклассника за свой компьютер и объяснил, чем занимаются его студенты на данной дисциплине в этом семестре. После школьник наблюдал, как проверяются лабораторные работы учащихся. Даниил временами поднимал брови и удивлялся. Он поделился, что для него это всё по большей части непонятно:
— Третий курс — они ведь уже опытные, — рассуждает Даниил Новосёлов. — А я тут вообще никаких терминов не понимаю. А вообще-то, если вникнуть, то все будет ясно.
— Сегодня
тема была жёсткая, сложная, Вы не
пугайтесь! — успокоил его преподаватель.
Я вижу себя здесь
Наступает перерыв, а за ним начало второй пары. Преподаватель проверяет студенческие работы. Школьник не теряет времени и расспрашивает студентов об учебе в вузе. Первым делом он поинтересовался, какие перспективы есть у выпускников «прикладной информатики». Это волнует Даниила больше всего.
Студент Николай ответил:
«Мы начинаем сотрудничать с фирмами уже во время практики или написания диплома. В основном делаем сайты, и кто-то уже зарабатывает на этом. Преподаватели иногда подсказывают нам, какой организации требуются работники на какие-то проекты. Кстати, совмещать учебу и работу сложно только на первых курсах, потому что там очень много математики и общих, не совсем нам нужных предметов. Вроде философии».
Даниил удивился, что все студенты пришли со своими ноутбуками. Старшекурсники ему объяснили, что это очень удобно: всегда под рукой свои файлы, нужные программы, не приходится «возиться с флешками».
Мы спросили, куда бы Даниил хотел сходить в САФУ, что бы хотел увидеть: быть может, он хочет в спортзал или столовую. Школьник ответил:
— Я знаю, что у университета есть бассейн, вот туда хочу. А вообще — на лекции. Вот раньше я думал, что они проходят в больших аудиториях с возвышением, как в фильмах. А оказалось, что и в обычных кабинетах.
Даниил увлекается созданием презентаций и любит участвовать в конкурсах. Например, недавно на областной конкурс «Читать нельзя не читать» он сделал буктрейлер — трейлер к книге — небольшое видео-презентацию об авторе и самом произведении. Даниил мечтает создавать сайты и трудиться в востребованной, по его мнению, сфере веб-дизайна: «Хочу, чтобы люди заходили на мой красочный сайт и хотели купить какой-то продукт на нём, например», — сказал юноша. Поэтому он и заявился именно во ВШИТАС.
Даниил поделился, что внешний вид корпусов университета его почти не интересует, главное — учёба.
— Все высшие школы САФУ очень разные. Взять ту же Высшую инженерную школу с её ремонтом и дизайном и немного старенький ВШИТАС — это небо и земля. Но я вижу себя здесь, — произнес одиннадцатиклассник.
Не копи долги, не разгребёшь!
Третьекурсники начали активно подключаться к разговору. Кто-то перечислял дисциплины, которые есть на направлении «прикладная информатика», кто-то спрашивал, почему Даниил выбрал именно САФУ. Школьник рассказал, что из его класса только единицы хотят остаться в Поморье, все остальные поедут в крупные города, к примеру, в Санкт-Петербург.
— Я, конечно, рассматривал другие места, но решил остаться в Архангельске. Подумал: «Зачем, если у меня тут всё есть, родной город всё-таки.» Буду сдавать ЕГЭ по профильной математике, информатике и русскому языку. Надеюсь, получу хорошие баллы и поступлю во ВШИТАС, — сказал одиннадцатиклассник.
Из беседы Даниил Новоселов вынес один очень важный совет от старшекурсников, который они чуть ли не хором дали юноше: «не копи учебных долгов, а то не разгребёшь!».
Однако университет — это не только обучение, но и развитие в других сферах жизни. Даниил уже слышал о студенческих объединениях и студотрядах САФУ. Спросил у студентов, какие именно интересные отряды есть в вузе.
— Тебе бы подошёл медиа-отряд «Авокадо» — там ребята занимаются созданием контента и освещают жизнь университета. А ещё у нас есть студенческое издание «Вышка Today», где учащиеся САФУ рассказывают не только об университете, но и о городе с областью, — сказал один из третьекурсников.
Общение со студентами, как и занятие, подходило к концу. За Даниилом пришла замдиректора по профориентации, чтобы провести небольшую экскурсию. Мария Павлова, спускаясь по лестнице, рассказала: «У нас сейчас корпус на ремонте, тот, что на набережной, поэтому мы все здесь ютимся пока что. Вообще, по программе „Студент на один день“ Даниил в этом году второй, но есть ещё заявки».
Первым делом одиннадцатикласснику показали кабинет секретарей директората и познакомили со специалистами. «Здесь ведут личные дела студентов, делают справки. Когда Вам нужно будет сделать справку о том, что Вы студент нашей высшей школы, то придёте сюда», — объяснила Мария Павлова.
Рядом
кабинет директора, инновационный центр
и обычные учебные аудитории. Заходим в
директорат. Школьника приветливо
встречают замдиректора Нина Патронова
и другие сотрудники. Заместитель
директора по учебной работе Сергей
Кочкин вручил Даниилу Новоселову диплом
участника проекта «Студент на один
день». У школьника переспросили, уверен
ли он в своем решении пойти на специальность
«прикладная информатика» в этой высшей
школе. Он кивнул и ответил: «Да!».
В университете свобода чувствуется
На дипломе участника знакомство с университетом не закончилось. Даниил Новосёлов решил пойти на практическое занятие к уже знакомым третьекурсникам. Дисциплину «разработка аудио-видео контента» ведёт доцент кафедры прикладной информатики и информационной безопасности Лариса Бирюкова. Обменявшись несколькими шутками с учащимися, она начала занятие и сообщила, что оно будет не обычным, а в формате мастер-класса.
Студент третьего курса — тоже Даниил — начал свой урок по работе с анимацией картинки. Задача — научиться в специальной программе «оживлять» нарисованный футбольный мяч, при этом сделать так, чтобы падение было смоделировано с учётом всех законов физики. Например, анимировать мяч, чтобы он прыгал естественно, чтобы временные промежутки между его соприкосновениями с поверхностью были правильно выверенными. Одиннадцатиклассник запустил программу вместе со всеми и шаг за шагом стал выполнять те же действия, что и студенты.
Преподаватель время от времени спрашивала, все ли успевают, а ведущий мастер-класса индивидуально помогал школьнику со сложными задачами. К концу практического занятия футбольный мяч Даниила Новоселова всё-таки «ожил» и поскакал.
Пара окончена. Студенты расходятся, а вместе с ними выходит из аудитории Даниил Новоселов. Напоследок он поделился впечатлениями:
«Преподаватели здесь добрые и отзывчивые, подсказывали мне, когда возникали трудности. Никто не просит тебя убрать телефон, записывать что-то в тетрадь. В целом в университете свобода чувствуется. Я ни капли не ощущал себя чужим, со мной спокойно общались студенты третьего курса, а также объяснили, что меня ждёт, если я буду поступать сюда».