В декабре 2021 года прокуратура города обратила внимание на статьи в СМИ и посты Вконтакте о том, что в ноябре того же года шесть деревянных домов города — три на Розе Люксембург и три на Шабалина — остались без отопления.
Одновременно в прокуратуру поступили и заявления от жильцов тех домов. Всё это послужило поводом для прокурорской проверки, которая подтвердила обоснованность претензий граждан.
В результате руководителю ООО «ТГК-2» вынесли представление с требованием обеспечить бесперебойное отопление и сделать перерасчёт платы за ненадлежащие оказанные коммунальные услуги. Кроме того, ресурсоснабжающая организация получила штраф на 10 000 рублей.
Промёрзли трубы — нет воды
Внимание прокуратуры привлёк и другой случай нарушения жилищного законодательства — на этот раз в Маймаксанском округе. Зимой 2021 года, с конца ноября и почти до самого Нового года, из-за промёрзших труб жители четырёх домов на улице Победы остались без холодной воды. И ООО «РВК-Архангельск» никаких мер не предприняло.
Было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ. За нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами ресурсоснабжающей организации назначили штраф — тоже на 10000 рублей. Ответственный за своевременное устранение нарушений получил предупреждение.
Жалобы поступают систематически
В прокуратуре Архангельска отметили, что подобные жалобы, особенно на отопление, поступают от горожан систематически, практически каждый месяц. Вопросы соблюдения прав граждан в сфере ЖКХ, добавили в ведомстве, находятся на особом контроле.
Как правило, к проверкам, которые проводятся по обращениям граждан, привлекают специалистов управления муниципального жилищного контроля администрации Архангельска и госжилинспекции области.
— Зачастую нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами связано с ненадлежащим содержанием внутридомовых инженерных сетей управляющими компаниями, — отметил помощник прокурора города Вадим Караганов. — К примеру, в 2021 году руководителям управляющих организаций внесено более 20 представлений об устранении нарушений действующего законодательства. По инициативе прокуратуры к дисциплинарной ответственности привлечено более 30 должностных лиц.
Как добиться перерасчёта? Инструкция по применению
В прокуратуре Архангельска также рассказали, как действовать горожанам, которые тоже хотят добиться перерасчёта за некачественные коммунальные услуги.
Для начала нужно обратиться в аварийную диспетчерскую службу управляющей организации или к поставщику услуги.
Перерасчёт положен гражданам уже по факту некачественного оказания услуги. Порядок его предоставления прописан в постановлении правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Отопление считается некачественным, если в комнате — ниже +20°С. А в угловых — ниже +22°С.
В случае, если в течение двух часов после получения обращения аварийная служба не проводит проверку или если у жильцов нет возможности сообщить о проблеме, они могут составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг самостоятельно. Форма — свободная. Обязательно указать дату и время, с которых начались перебои.
Если речь идёт об отоплении, то нужно замерить температуру дома и на улице. В случае, если нет сертифицированного измерительного прибора, можно воспользоваться обычным термометром. Но если за окном — теплее -5°С, то замеры приниматься не будут.
Не лишним будет приложить фотографии — например, термометра, столбик которого ниже, чем положено, или кран с плохим напором воды.
Подпись под актом должны поставить не менее двух жильцов и представитель совета дома или староста.
Акт проверки — уже основание для перерасчёта. Его нужно предъявить исполнителю, предоставляющему коммунальную услугу. А уж если исполнитель от перерасчёта отказывается, тогда гражданам дорога в прокуратуру.
Правда, учтите, что есть нюансы. Представители ресурсоснабжающей организации наверняка обратят внимание, если в комнате заужен диаметр труб или дует из щели в окнах.