Его участники обсудят вопросы, связанные с развитием транспортно-логистической сферы в Арктике, реализацию опорных и перспективных проектов в Арктической зоне РФ. Пройдут дискуссии на тему совершенствования операционной деятельности портовых терминалов и перспектив развития арктической портовой инфраструктуры.
Пленарное заседание форума открыл губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он отметил, что за год с момента проведения прошлогоднего форума «Порты Арктики» была проделана большая работа, направленная на развитие морской транспортной инфраструктуры в Арктике. Губернатор подчеркнул, что роль Архангельской области в выстраивании транспортно-логистических направлений в Арктической зоне становится всё более ярко выраженной и эффективной с практической точки зрения.
— У нас универсальный морской порт. Через него осуществляются и северный завоз, и экспортные перевозки, и перевалка грузов в интересах Министерства обороны и Минприроды России в Арктической зоне. В 2021 году морской порт Архангельск обработал больше пяти миллионов тонн грузов, из них четверть отправлена на экспорт. Рост объема перевалки составил около девяти процентов к уровню предыдущего года, — сказал Александр Цыбульский.
Он отметил, что рост грузопотока в Архангельском транспортном узле стимулирует местных стивидоров модернизировать собственные производственные мощности. Так, компания «АрктикКонсалтингСервис», Архангельский морской торговый порт и Архангельский речной порт уже ввели новые открытые площадки для хранения грузов. Их общая площадь составила порядка 15 гектаров. Компании «Межрегионтрубопроводстрой Терминал» и «Соломбальский терминал» приобрели новую крановую технику и погрузчики для работы с трубной продукцией и контейнерами. В Архангельске появляются и проекты новых грузовых терминалов. Возросший спрос на услуги компаний становится драйвером развития портовой инфраструктуры, считает глава региона.
Александр Цыбульский подробно остановился и на необходимости развития судоремонтной отрасли в регионе. Он подчеркнул, что целостное развитие портовой инфраструктуры естественным образом влечёт за собой необходимость прогресса и в тех направлениях, где есть прямая заинтересованность судоходных компаний. Это в том числе судоремонт и расширение набора предложений со стороны сервисных предприятий.
— Количество коммерческих судов, портом приписки которых стал Архангельск, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Только в прошлом году у нас дополнительно «прописалось» 39 судов, в том числе ледового класса. И в этих реалиях наша задача — создать условия для обеспечения стабильной работы всего портового комплекса, — сказал губернатор.
По словам Александра Цыбульского, сегодня только компаниям Архангельской области принадлежат около 300 судов, 60 из которых работают круглогодично. Сопоставимый объем флота у компаний Мурманской области. Кроме того, на зимний отстой в Архангельске остаются суда и из других регионов. Весь этот флот нуждается в качественном и своевременном ремонте.
— Должен сказать, что до последнего времени больше половины судов отечественного арктического флота ремонтировались на зарубежных верфях. Времена изменились. И сейчас для нас самое время наращивать компетенции в этой сфере, обеспечивая тем самым гарантии безопасного судоходства в арктических широтах — с точки зрения технической исправности судов, — сказал Цыбульский.
Он отметил, что на сегодняшний день в Архангельской области сформирован производственный судоремонтный комплекс, представленный заводом «Красная Кузница» (это филиал северодвинского Центра судоремонта «Звездочка»), базой технического обслуживания флота акционерного общества «Архангельский траловый флот», группой компаний «Оптимист», Архангельской ремонтно-эксплуатационной базой флота. Эти и другие предприятия оказывают комплексный ремонт морских, речных, промысловых судов, а также ледокольного и научного флота. Кроме того, предприятия Архангельской области имеют возможность изготавливать комплектующие для судового оборудования, поставка которых сегодня ограничена.
— С учетом прогнозируемого роста количества судозаходов в морской порт Архангельск и отсутствия возможности обслуживания судов за пределами России нам необходимо создавать дополнительные доковые и стапельные места, развивать производственные мощности по судоремонту, готовить квалифицированные кадры для отрасли, — отметил глава региона, сообщив, что в правительстве Архангельской области создана правительственная рабочая группа для решения вопросов повышения конкурентоспособности судоремонтных предприятий. В нее вошли представители предприятий судоремонта, подрядчики, поставщики, судоходные компании.