Александр Цыбульский напомнил, что образовательные учреждения региона готовы корректировать действующие учебные планы, ориентируясь на потребности заинтересованных в подготовке специалистов компаний. Но для этого нужен чёткий запрос со стороны работодателей.

— У нас есть опыт оперативной корректировки контрольных цифр приема на те или иные специальности в соответствии с требованиями рынка. В частности, в 2020 году по запросу Архангельского морского торгового порта Архангельский техникум строительства и экономики набрал пилотную группу докеров-механизаторов. Кроме того, при активном вовлечении промышленных предприятий региона в учебных заведениях на системной основе проводится профориентационная работа. Сейчас конец учебного года, и еще есть время поработать в этом направлении, поэтому всех участников конференции приглашаю к этому диалогу, — сказал Александр Цыбульский и добавил, что власти региона в кооперации с представителями отрасли готовы и к созданию учебно-технических центров, которые будут способствовать адаптации и закреплению выпускников на предприятиях.

Губернатор отметил, что в регионе ежегодно расширяется список бюджетных мест в вузах.

— В нашем Северном (Арктическом) федеральном университете основной прирост бюджетных мест происходит сегодня за счет IT-направлений подготовки. Суммарно по направлениям «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность» на предстоящий учебный год сформировано 280 мест. Это на 55 больше по отношению к прошлогодней приемной кампании, — сказал он.

За последние два года количество бюджетных мест в российских вузах увеличилось почти на две тысячи. На новый учебный год предусмотрено порядка 24,5 тысячи бюджетных мест по направлениям в сфере электроники.

— Сегодня как никогда нужны специалисты, которые смогут работать с промышленным оборудованием, создавать и обслуживать новые машины и станки, — добавил Цыбульский.

Глава региона рассказал о деятельности научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика», который реализует сразу несколько значимых проектов, относящихся к морским перевозкам и судостроению. Это научные исследования, которые проходят во взаимодействии с Государственным океанографическим институтом имени Зубова и Российским государственным гидрометеорологическим университетом. Работы учёных направлены на исследование течений в Баренцевом и Карском морях и состояния ледяного покрова в Арктике. Результаты этой работы уже сегодня позволяют повысить эффективность проводки судов и оценить механическое воздействие льда, например на добывающие платформы. Кроме того, данные, полученные в ходе научных исследований, дают возможность повысить качество планирования новых проектов.

Ещё одно исследование, которые провели учёные Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, Центра судоремонта «Звёздочка», Центрального НИИ конструкционных материалов «Прометей» имени Горынина национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и САФУ, направлено на изучение структуры металлов и порошка для 3D-принтеров, производство деталей на 3D-принтерах. Эта исследовательская работа даёт возможность изготовления на 3D-принтерах деталей для судов, в том числе тех, которые из-за западных санкций оказались недоступны. Как отметил глава региона, это и есть прямое импортозамещение в судоходной промышленности. Уже изготовлены, установлены и работают такие детали, как лопатки турбин для энергетических установок на судах. Опытные образцы судовых винтов сейчас проходят испытания.

— Надо сказать, что это новое поколение производства комплектующих. И здесь главное преимущество заключается в том, что деталь любой, даже самой сложной формы можно сделать эргономичной и лёгкой в автономных условиях, прямо на судне, — рассказал губернатор.

Александр Цыбульский добавил, что проведение ещё одной исследовательской работы «Удалённая диагностика судового оборудования» дало возможность собирать данные о техническом состоянии узлов судна в удаленном режиме. В том числе в тех помещениях на судне, куда затруднен доступ человека. Автоматизация процесса устроена таким образом, что для механика и капитана информация о состоянии судна выдается в уже обработанном виде с рекомендациями и даже с предупреждением об опасности возникновения аварийных ситуаций. Авторами разработки являются учёные Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и НИПТБ «Онега».