На ней представят более 160 предметов из национальной художественной галереи «Хазинэ» государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В экспозиции собраны уникальные произведения татарского декоративно-прикладного искусства XIX–XXI веков — ювелирные украшения, кожаная мозаика, вышивка, керамика, каллиграфия и национальный костюм. 

Экспонаты для выставки в Архангельске любовно собрала заведующая отделом декоративно-прикладного искусства музея, заслуженный работник культуры Татарстана Вера Прокопьева.

— Здесь собрано всё самое ценное и интересное, — рассказала она «Региону 29». — У нас фактически опустел зал декоративно-прикладного искусства: всё лучшее мы отвезли вам.

В XIX веке Казань становится европейским городом — со своим университетом (вторым в истории России), театром. К концу века там появится водопровод, омнибусы, телефон… Но татарские умельцы хранили древние искусства, истоки которых — во временах государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

В эскпозиции представлен традиционный женский костюм. Например, платье богатой горожанки начала ХХ века. Особенно богатый у него нагрудник, который полагалось носить замужней женщине, — изю. Он украшен драгоценными бляхами с малахитом, бирюзой, сердоликом, кораллами и аметистами. Ещё под стеклом лежат бляхи с так называемой бугорчатой сканью. Что такое бугорчатая скань? Сверху кажется, что это просто позолоченные бугорки. Но, на самом деле, это крохотная пирамидка, конус, свитый из проволоки, наверное, в волос толщиной.

Образы животных, воплощённые в ювелирных изделиях, созданных мастерами прошлого и их современными последователями, отсылают к тем давним временам, когда Волжская Булгария ещё не приняла ислам (по официальной версии, это произошло в 922 году, — ред.). Потому что ислам запрещает изображать людей и животных. Так, современный художник-ювелир создал серьги в форме булгарских уточек. 

Ювелирному искусству вообще отведено особое место на выставке.

— В первую очередь ювелиры работали на женский костюм, — пояснила куратор выставки. — Украшения были своеобразные, отличные от российских и европейских. Например, чулпа — накосник. На ней была специальная петелька, куда продевалась лента. Коса оттягивалась, становилась длиннее и тяжелее… И звенела. А ещё надевалась яка — воротниковая застёжка. Её украшали аметистами, бирюзой, сердоликом… Впрочем, татары могли совмещать в одном изделии и полудрагоценные камни, и стекло.

Чулпу с коромыслицем подвешивали сразу на две косы, сплетённые между собой. Больно тяжёлая: одна коса могла не выдержать.

Также на выставке представлены головные уборы–калфаки, вышитые золотом и жемчугом, керамика 1910–1920 годов. И золотошвейная гладь — так называемые казанские полотенца, которые дарили женихам. 

Кроме того, выставка познакомит северян с уникальным видом прикладного искусства — кожаной мозаикой.

— Кожаная мозаика не зафиксирована у других народов, только у татар, — подчеркнула куратор. — Это не аппликация: кусочки кожи вырезались и сшивались стык-в-стык определённым швом. Был шов однотонный, а был — красно-белый. Он назывался «Ряпчиком» или «Рябиновым». Таких швов тоже не было больше ни у какого народа.

Для этой мозаики использовался знаменитый сафьян — тонкая и мягкая козья кожа. Сафьяновые сапоги обрели широчайшую известность.

— Ичижным делом сначала занимались в основном мужчины, но потом стали заниматься и женщины, — рассказала Вера Прокопьева. — Причём это было домашнее ремесло. Но уже ближе к середине XIX века стали появляться мануфактуры. «Кто не знает сафьяновых сапожек?», — писал Московский вестник. В год шилось три миллиона пар сапог! Но эти сапоги и раньше были широко известны. Взгляните на картину «Иван Грозный и сын его Иван» — ведь убитый царевич лежит на полу в этих татарских ичигах.

Представлено в экспозиции и искусство шамаиля. Оно сочетало в себе живопись и каллиграфию. На стекло с подложкой из фольги наносились изображения аята из Корана, выполненные арабской вязью. 

Отдельная гордость экспозиции — шёлковое покрывало на Коран, украшенное кружевом из позумента и гладью. Этот редкий экспонат не выставлялся в Казани с 2007 года. Но для северян его не пожалели. 

23 апреля состоится торжественное открытие выставки, на которое можно будет попасть только по пригласительным. А с 24 числа (и вплоть до 15 июля) экспозиция будет открыта для всех.