В экспозиции — больше 150 уникальных произведений декоративно-прикладного искусства XIX–XXI веков. Ювелирные украшения, шамаиль, керамика и национальная татарская одежда. Выставка оказалась возможной, благодаря общим усилиям музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», государственного музея изобразительного искусства Татарстана, а также правительств республики и области.
— Этот выставочный проект — только часть большой программы гуманитарного сотрудничества и культурного обмена между нашими территориями, — рассказала на открытии ведущий консультант управления культуры и искусства министерства культуры Архангельской области Ирина Гурьева. — Мы уверены, что наше сотрудничество будет продолжаться, и что жители нашего города с удовольствием придут на эту выставку, чтобы дать некий старт своему личному знакомству с республикой Татарстан, чтобы потом можно было совершить более глубокое погружение и реальное погружение в Казань и в республику Татарстан.
Для Поморья татарская культура близка уже несколько веков — в своё время в городе была даже целая татарская слобода. Сегодня в стенах Старинного особняка на Набережной — вышитые жемчугом головные уборы-калфаки, чулпы, которыми девушки украшали свои косы, примеры исламской каллиграфии — достояние, которое представители этого тюркского народа смогли сохранить на далёком Севере.
— Словами не передать, очень приятно видеть такие тонкие и красивые ручные работы, — отметил председатель Совета Региональной общественной организации «Татарская национально-культурная автономия Архангельской области» Рим Калимуллин. — Хочется поблагодарить объединение музеев города Архангельска и, особенно, руководителей — за выставку, за организацию, за то, что пригласили столько людей, чтобы они видели нашу культуру.
На выставке представлен такой уникальный вид творчества татарских мастеров как кожаная мозаика. Чаще всего её можно наблюдать на национальной обуви — ичигах. У других народов такой вид безотходного производства, который берёт свои корни ещё со времен волжских булгар, не наблюдается.
— Особенность этой техники в том, что кусочки разноцветной кожи сшиваются в стык специальным швом, его называют «специальный казанский шов», — пояснила научный сотрудник музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Евгения Дубровская. — Истоки этого творчества уходят в далёкое прошлое. В XVI–XVII веках ичиги входили в костюм не только татарской, но и русской знати. А в XIX веке они завоевали собственно весь мир. В одной только Казани выпускали в год до трёх миллионов пар ичигов.
Редкость на выставке — изображения людей и животных, кроме керамики — она языческая, реконструкция из булгарских раскопок. Всё дело в том, что в 922 году Волжская Булгария приняла ислам, в котором изображения такого рода запрещены — доминирующим орнаментом становится цветочно-растительный, который можно наблюдать на множестве экспонатов.
Выставка будет открыта для посетителей с 24 апреля по 15 июля. А 30 апреля в рамках выставочного проекта пройдёт лекция «1100 лет со дня принятия ислама Волжской Булгарией». Проведёт её имам Архангельской соборной мечети Рамиль-хазрат Дамиров.