В экспозиции — больше 150 уникальных произведений декоративно-прикладного искусства XIX–XXI веков. Ювелирные украшения, шамаиль, керамика и национальная татарская одежда. Выставка оказалась возможной, благодаря общим усилиям музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», государственного музея изобразительного искусства Татарстана, а также правительств республики и области.

— Этот выставочный проект — только часть большой программы гуманитарного сотрудничества и культурного обмена между нашими территориями, — рассказала на открытии ведущий консультант управления культуры и искусства министерства культуры Архангельской области Ирина Гурьева. — Мы уверены, что наше сотрудничество будет продолжаться, и что жители нашего города с удовольствием придут на эту выставку, чтобы дать некий старт своему личному знакомству с республикой Татарстан, чтобы потом можно было совершить более глубокое погружение и реальное погружение в Казань и в республику Татарстан.

Ирина Гурьева.Ирина Гурьева.

Для Поморья татарская культура близка уже несколько веков — в своё время в городе была даже целая татарская слобода. Сегодня в стенах Старинного особняка на Набережной — вышитые жемчугом головные уборы-калфаки, чулпы, которыми девушки украшали свои косы, примеры исламской каллиграфии — достояние, которое представители этого тюркского народа смогли сохранить на далёком Севере.

— Словами не передать, очень приятно видеть такие тонкие и красивые ручные работы, — отметил председатель Совета Региональной общественной организации «Татарская национально-культурная автономия Архангельской области» Рим Калимуллин. — Хочется поблагодарить объединение музеев города Архангельска и, особенно, руководителей — за выставку, за организацию, за то, что пригласили столько людей, чтобы они видели нашу культуру.

Рим Калимуллин.Рим Калимуллин.

На выставке представлен такой уникальный вид творчества татарских мастеров как кожаная мозаика. Чаще всего её можно наблюдать на национальной обуви — ичигах. У других народов такой вид безотходного производства, который берёт свои корни ещё со времен волжских булгар, не наблюдается.

— Особенность этой техники в том, что кусочки разноцветной кожи сшиваются в стык специальным швом, его называют «специальный казанский шов», — пояснила научный сотрудник музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Евгения Дубровская. — Истоки этого творчества уходят в далёкое прошлое. В XVI–XVII веках ичиги входили в костюм не только татарской, но и русской знати. А в XIX веке они завоевали собственно весь мир. В одной только Казани выпускали в год до трёх миллионов пар ичигов.

Евгения Дубровская.Евгения Дубровская.

Редкость на выставке — изображения людей и животных, кроме керамики — она языческая, реконструкция из булгарских раскопок. Всё дело в том, что в 922 году Волжская Булгария приняла ислам, в котором изображения такого рода запрещены — доминирующим орнаментом становится цветочно-растительный, который можно наблюдать на множестве экспонатов.

Выставка будет открыта для посетителей с 24 апреля по 15 июля. А 30 апреля в рамках выставочного проекта пройдёт лекция «1100 лет со дня принятия ислама Волжской Булгарией». Проведёт её имам Архангельской соборной мечети Рамиль-хазрат Дамиров.