В наши дни культурный обмен и глобализация делают практически невозможным отсутствие знаний об образе жизни людей из других концов света, об их мировоззрении, взглядах на жизнь и смерть. Порой даже интернет или далёкие путешествия не нужны для того, чтобы узнать, как живут люди в странах, где традиционно исповедуют ту или иную религию. Ведь даже в таких маленьких городах, как Архангельск, всегда могут найтись представители культуры, совершенно далёких от нас территориально. Достаточно дорогу перейти.

Историческое здание архангельской мечети XIX века. Фото портала «Старый Архангельск», pastar.ru.Историческое здание архангельской мечети. Фото из архива портала «Старый Архангельск».

Например, перекрёсток улицы Карла Маркса и Новгородского проспекта в областном центре. Культовое сооружение мусульман — мечеть, выглядит не совсем типично для восточной архитектуры. Её торжественное открытие состоялось в феврале 2018 года. Место историческое. Именно здесь стояла мечеть, построенная в Архангельске в начале прошлого века.

После революции 1917 года она перестала функционировать, с 1931 по 2010 год здание находилась в ведении государственных органов. В 2012 году местная общественная организация мусульман «Нур Ислам» под председательством Рима Калимуллина приступила к восстановлению храма. Однако в июле 2014 года ветхое деревянное здание практически полностью выгорело в результате пожара. В ноябре того же года во время визита в Архангельск шейх Равиль Гайнутдин благословил восстановление здания.

На полу сушатся молитвенные коврики, достаточно скромное оформление, а электронный календарь показывает дату по мусульманскому летоисчислению: «Месяц — Рамадан, 1443 год». Нас встречает местный имам-хатыб Архангельской соборной мечети Рамиль Дамиров. В свои 29 лет он уже успел побыть преподавателем Корана в родной Вологде, с 2021 года его назначили имамом мечети в Архангельске.

Имам-хатыб Архангельской соборной мечети Рамиль Дамиров.Имам-хатыб Архангельской соборной мечети Рамиль Дамиров.

Наставление и призыв к благому нраву

— Можно ли ставить знак равно между священником и имамом? Это одинаковый статус? Ведь насколько я знаю, чёткого понятия как духовенство в исламе нет, имам — это скорее учёный, нежели чем духовное лицо. 

— В действительности, нельзя поставить знак равно чётко, потому что, как вы правильно подметили, мусульманское духовенство — это скорее условный термин. Имам же скорее предводитель — тот, кто стоит впереди, особенно в молитве. Имам — это такой же человек, как и любой другой. В исламе нет разделения на духовную и мирскую жизнь. Ислам присутствует во всех аспектах жизни человека. А имамом назначается тот, кто имеет наибольшее знание. Такой человек должен являться в какой-то мере даже учёным в той или иной области.

— Чему Вы учите мусульман на пятничных проповедях?

— Задача проповедника — это наставление и призыв к благому нраву. Религия ислам предписывает, что человек должен быть благонравным, и наставления в первую очередь об этом. Во-вторых, призыв к свершению праведных деяний, а в-третьих, к тому, чтобы люди были полезными для общества и, конечно, чтобы следовали религии Всевышнего Господа. 

— Много ли мусульман в Архангельске посещает мечеть?

— Статистика показывает, что мусульман для северного города с населением в 350 тысяч человек достаточно много. По пятницам мечеть регулярно посещает порядка трёхсот верующих. На праздники — порядка тысячи или полутора тысяч.

— А какая в целом вместимость у мечети? Достаточно ли места?

— Наша мечеть вмещает 200-250 человек, поэтому около ста человек во время молитвы находятся на улице. При плохой погоде, например в снег, дождь это очень затрудняет поклонение верующим, но я бы не сказал, что мы нуждаемся ещё в одной мечети. Думаю, что мы нуждаемся скорее в её расширении. Естественно открытие какого-то медресе (религиозно-просветительское учреждение) — это тоже благо, оно противостоит развитию разных радикальных течений и прочего. То есть там, где закладывается фундамент традиционного ислама, там об экстремизме, радикализме и прочих подобных вещах речи не может быть.

— Но расширение мечети невозможно, потому что здание историческое и вносить изменения в него нельзя?  

— Именно.

Северный Рамадан

Хотя ислам появился в жизни Архангельской области ещё в первой половине XIX века, официальных цифр о количестве приверженцев этой религии в регионе нет. Цифры разнятся от 10 до 30 тысяч человек. Мусульманская община или, как её принято называть, «джамаат» в Архангельске, представленная раньше преимущественно татарами, постепенно стала многонациональной. Сегодня среди представителей этой религии множество выходцев из бывших советских республик Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), Закавказья (Азербайджан), северного Кавказа, а также студенты из африканских стран и Индии.

— Ваши прихожане — это выходцы из стран с преимущественно мусульманским населением или есть новообращённые? Насколько эта практика часта вообще на Севере, что бывшие атеисты, агностики или представители других конфессий принимают ислам?

— В действительности, как мы можем заметить по прихожанам, это, естественно, мусульмане из этнической среды, но также есть так называемые неофиты. Они тоже присутствуют, но не в таком большом количестве.

— Комфортно ли себя чувствуют мусульмане на севере?

— Жители Поморья дружественно относятся к мусульманам. Наше государство является светским в своей основе, и все религии здесь находятся в равных условиях. Также президент Владимир Путин на открытии мечети в Москве в 2015 году отметил, что «религия ислам является одной из традиционной религий Российской Федерации».

— С какими стереотипами чаще всего приходится сталкиваться рядовым мусульманам в современном обществе?

— Если взять наш регион, то здесь практически никаких трудностей нет, Поморье многонационально и многоконфессионально, то есть каких-то трудностей в общении на национальной и, тем более, на религиозной почве я не заметил. Иногда с трудностями сталкиваемся — это стереотипы про то, что люди, которые приезжают из Средней Азии, малообразованны и прочее в том же духе. Но это просто стереотип, в большинстве своём приезжают люди образованные, в том числе врачи и адвокаты.

— «Джамаат» подразумевает под собой некую консолидацию, как часто вы сталкиваетесь с тем, что приходят люди с проблемами? Скажем с целью собрать денег операцию или на переезд. 

— Мусульмане Архангельской области ведут работу в сфере благотворительности не только в пределах самой общины, но и вне её, помогаем всем людям. Мусульманские активисты участвуют в разных благотворительных акциях, проходящих в городе, мы стараемся оказывать помощь каждому, кто обращается именно к нам.

— Сейчас священный месяц для мусульман — Рамадан, как он проходит у на севере?

— Месяц поста — это, в первую, очередь, благословенный месяц и месяц ниспослания Корана, это месяц ниспослания бараката (божественное благословение), месяц прощения Всевышним Господом человека. В этом месяце мусульманам легче держать пост, потому что этим заняты все. Именно сплочённость облегчает этот процесс. Да, здесь северная широта, день длится дольше. Но для меня лично это привычно, потому что я сам — северный человек, я — уроженец Вологодской земли. В принципе никаких отличий здесь практически нет. Люди, которые здесь давно живут, тоже уже привыкли к тому, что здесь день длинный.

Председатель духовного управления мусульман России муфтий шейх Равиль Гайнутдин на открытии мечети. Фото «Регион 29».Председатель духовного управления мусульман России муфтий шейх Равиль Гайнутдин на открытии мечети. Фото «Регион 29».

Диалог культур

Хотя как такового духовенства в исламе нет, но духовное управление у мусульман в России существует. Председатель этой организации — муфтий шейх Равиль Гайнутдин приезжал в Архангельск и благословлял воссоздание мечети, а также был на её открытии, к тому же именно управление направляет имама на службу в определённый город. 

— Существует ли какой-нибудь диалог между представителями разных конфессий у нас на Севере?

— Главная позиция духовного управления мусульман Российской Федерации — поддерживать мир. Мусульмане России всегда выступают за мир, и в нашей области мы всегда в диалоге с представителям других конфессий. Например, при УФСИН есть религиозная группа, которая состоит из православных, мусульман и иудеев. Мы вместе помогаем людям, которые оступились на жизненном пути.

— Вы лично навещали мусульман в исправительной колонии. В чём главная цель таких встреч?

— Да, я посещал исправительное заведение. Эта работа очень важна, поскольку люди, находясь в местах отбывания наказания, находятся в изоляции от общества. Мы помогаем человеку не чувствовать себя одиноко и предотвращаем возможные пути радикализации внутри исправительных учреждений.

— Смогли оценить условия, созданные внутри исправительной колонии для людей, которые исповедуют ислам? Есть ли у них там возможность ознакомиться с соответствующей литературой, например?

— Безусловно, условия есть — и касаемо литературы, и касаемо совершения ритуальных обрядов, но не хватает молитвенных помещений для общего намаза, для общего поклонения.

Фото Артёма Келарева.Фото Артёма Келарева.

Одним поклонением, особенно в отсутствие медресе, в мечетях никогда не ограничивались — в этих культовых сооружениях часто преподавали историю, этику, обучали арабскому языку и многим наукам. 

— Существует ли религиозное образование в архангельской мечети?

— Естественно, у нас ведутся воскресные курсы для детей и взрослых по обучению Корану, чтение Корана на арабском языке. Существуют пятничные лекции — они направлены на разные аспекты жизни мусульманина и разъяснение тех или иных вопросов. Задача проповедника —  сделать так, чтобы мусульмане соответствовали духу ислама.

— Как Вы считаете светское образование идёт вразрез с религиозным?

— Нет, светское образование — это очень нужная вещь, как и религиозное. На протяжении всей истории, если мы возьмём, например, XVIII и XIX века, или начало XX века, мусульмане всегда в первую очередь обучались в медресе, а потом уже учились в университетах. То есть они имели как и религиозное образование хорошее, так и светское, владели несколькими языками.