Выставка выросла из художественно-полевого исследования «Рай-центр», которое с декабря 2021-го по апрель 2022 года вели его авторы Ваня Мишин, Ваня Лягачёв и Андрей Бородашкин. За пять месяцев они побывали в девяти населённых пунктах региона — Пинеге, Онеге, Плесецке, Северодвинске, Каргополе, Мезени, Лешуконском, Вельске и Котласе. В каждой точке маршрута путешественников интересовали локальные творческие объединения, возможности для занятий современным искусством и местные художественные особенности.

Выставка в итоге тоже выстроилась по принципу поиска. На ней собраны десятки фотографий и инсталляции — по одной на каждую точку маршрута. Кроме того, по выставке разбросаны QR-коды со ссылками на аналитические заметки с предложениями по развитию местных проектов. Зрителю на выставке тоже предстоит стать исследователем — и выяснить, почему, например, Вельск оказался «мокьюментари-городом», что скрывается за внешней суровостью Северодвинска и какое искусство может родиться в таких железнодорожных городах, как Плесецк.

— Я думаю, с развитием технологий в области появляется всё больше людей, которые хотят себя видеть частью современного искусства и общества, но между картинкой в телефоне и реальным положением дел существует большой разрыв, который, хотелось бы верить, мы немного «зашиваем», пытаемся дать новый взгляд на эти сложности и вывести их в преимущества локальных художников» — рассказал один из авторов проекта Ваня Мишин.

8 мая в 15:30 Мишин и Лягачёв встретятся с посетителями выставки. Это будут не экскурсии в привычном понимании, а так называемые перфо-медиации. Сейчас на базе центра ARKA, кстати, как раз проводят курсы для арт-медиаторов. За перформативную составляющую будет, судя по всему, отвечать Ваня Мишин. Как рассказывают в ARKA, в его части «обезличенный голос будет производить выдержки из интервью, исторические факты, литературные цитаты, мимикрируя под научные статьи, монологи и художественные тексты». Ваня же Лягачёв будет задавать зрителям наводящие вопросы и давать задания, чтобы помочь им понять собственные ощущения от выставки.

— Меня невероятно увлекает мысль о том, что личность художника как единственно верного интрпретатора работ может исчезнуть, освободив место зрителю с его собственными ключами для понимания — личным опытом и чувствами, — поясняет Ваня Лягачёв в своих социальных сетях. — Меня увлекает мысль о том, что главным элементом выставки могут стать не представленные работы, а совершенно случайные явления — мешающая, слишком громко играющая музыка, запах кофе, случайный разговор или сиюминутная влюблённость в одного из гостей.

Сама выставка будет открыта до 22 мая. Вход на неё свободный.