Конкурс для драматургов прошёл в Большом драматическом театре имени Товстоногова впервые. Его посвятили Дине Шварц — известному ленинградскому театроведу, завлиту БДТ времён Георгия Товстоногова.

На конкурс поступило более 300 заявок. Он завершился в конце мая серией читок. В итоге жюри выбрало трёх победителей, чьи пьесы будут поставлены на сцене БДТ. Ими стали Любовь Стрижак («Изнутри и снаружи»), Лидия Голованова («Монотония») и Дина Семыкина («Зимний сезон»). Пьесы ещё пяти драматургов отметили специальными дипломами. Один из них достался северодвинцу Дмитрию Тарасову, который написал пьесу «Прохлаждаемся!», действие которой происходит в торговом центре.

— Для меня всегда очень важно определить предлагаемые обстоятельства, для меня важно, где разворачиваются события, — сказал Дмитрий. — Двухкомнатная квартира в «Двушке», деревня в «Не мужике»… Торговый центр — безумно хорошая локация. В Астрахани, например, люди на самом деле ходят в ТЦ охладиться! А мы, наоборот, — чтобы согреться. Такая тупость: торговый центр становится местом силы…

Действие происходит не просто в каком-то торговом центре, а в конкретном — «Ситимолле» в Приморском районе Санкт-Петербурга — между «Пионерой» и «Комендой». В этом районе Дмитрий Тарасов жил в культурной столице.

— Я не писал эту пьесу конкретно под БДТ, — рассказал Дмитрий Тарасов. — Для меня это был повод написать про Питер, про моих друзей. Финальная читка стала для меня каким-то невероятным праздником: на неё пришли мои друзья, и после подруга написала мне: «Наша юность будет жить в этой пьесе». То, что пришли близкие мне люди, то, что всё это происходило в БДТ, — для меня стало настоящим подарком. На конкурсе я оказался в прекрасной компании: Михаил Хейфец, Катерина Августеняк, Люба Стрижак… Теперь хочу, чтобы пьесу в Архангельске прочитали. Когда я её дописывал, из торговых центров уезжали бренды, и мне подумалось, что было бы здорово провести читку на освободившихся местах.

Читку пьесы Дмитрия режиссировал лауреат премии «Золотая маска» Кирилл Люкевич.

Герои пьесы коротают время на фуд-корте торгового центра, заказывают картошку в тамошней забегаловке, чтобы не прогнал охранник, подворовывают вещи из магазинов, ходят в «Леруа», чтобы представить дом своей мечты, режут себя (иногда), выясняют отношения… После того, как парочка заводил — Паш/Маш — сначала съехалась, а потом решила уехать, в группке началось брожение. В пьесе есть вторая часть, которая показывает, как изменился торговый центр и их жизни за пять лет.

— Скорее всего, буду опять переделывать, — поделился Дмитрий впечатлениями после читки. — Мне показалось, что вторая часть, может, и не нужна. Хотя режиссёру Кириллу Люкевичу она понравилась. Он задумал, что персонажи — это взрослые люди, которые смеются над тем, какими они были пять лет назад. Но я писал не про подростков, а про потерянных ребят, которым «по двадцону». Новую редакцию, наверное, буду делать про архангельский ТЦ. Во второй части пьесы «Ситимолл» прошёл реновацию, и там открылся модный фуд-корт. В «Европарке» точно такая же ситуация — там теперь гастромаркет.

Для героев пьесы ТЦ становится своеобразным лимбом, местом, где они застряли. Этот мотив застревания, зацикливания есть во многих пьесах Дмитрия Тарасова. В пьесе «Воскресенье/Воскресение» героиня, прототипом которой стала бабушка драматурга, ходит по кругу: полить алоэ, сходить в баню, посмотреть «Слово Пастыря», а там уж — воскресенье. И так постоянно: «Алоэ — баня — „Пастырь“ — воскресенье». Герой пьесы «Не мужик» не может вырваться из провинциальной библиотеки. Герои «Двушки» застряли все вместе в двухкомнатной квартире.

По словам Дмитрия, свою пьесу он писал, катаясь на автобусе «Северодвинск — Архангельск».

— Я безумно люблю писать в дороге, — сказал он. — Может, я битник? В поездах пишу, в самолётах, — везде, где есть путь. «Двушку» я писал в автобусе «Советск — Калининград», а «Прохлаждаемся!» писал в автобусе «Северодвинск — Архангельск».

Один из героев «Прохлаждаемся!» спустя пять лет становится охранником в том самом ТЦ. В творческой биографии Дмитрия тоже есть своеобразная закольцованность.

— Ровно шесть лет назад я был в БДТ на режиссёрской лаборатории «Зеркало сцены». Там родилось «Воскресенье/Воскресение». После этого меня резко повело в драматургию. А теперь я ещё и арт-директор конкурса «Ремарка». А сейчас пишу пьесу «Ледоход» — про то, как в город долго не приходит весна.