В этом году участие в лаборатории с трогательным названием «Холодные ладошки», придуманным главрежем «архдрамы» Андреем Тимошенко, приняли участие три режиссёра из Екатеринбурга, Москвы и Казани — с разным опытом постановки спектаклей для детей. 

Режиссёр из Екатеринбурга Рамиль Кагарманов, который сейчас ещё только учится в родном ЕГТИ на курсе Григория Лифанова, поставил эскиз «лесного детектива» «Дело для Жаби» по одной из книжек серии шведского писателя Ульфа Нильсена. Отчасти получилась театральная версия мультфильма «Зверополис». В этой истории тоже есть звери, которые не едят других зверей, есть маленькая отважная полицейская — в мульте была зайка, здесь — мышка. Собственно, это Жаби и есть. И тоже есть хитрый лис.

В Абрамовском зале получился очень нежный и довольно увлекательный детектив о поиске мамы с точными и обаятельными актёрскими работами. В роли мышки Жаби, отважного маленького (да удаленького!) комиссара полиции, — Мария Беднарчик. У неё есть навязчивый жест — она постоянно дышит на свой полицейский значок и протирает его до блеска: кажется, маленькой мышке просто необходимо постоянно всем напоминать, что она вообще-то — служитель закона. 

Фото Елены Ирхи.Фото Елены Ирхи.

Её начальник комиссар Гордон (это ему у шведа Нильсена посвящён цикл) получился у Нифантьева совсем не строгим — этаким добрым дядюшкой, большим и тёплым. Он в спектакле взял на себя функции рассказчика с пишущей машинкой — почти как в нуар-фильме, только для дошколят. Когда он, явно обращаясь к маленьким зрителям, рассказывает, что такое — «мама», — он сам себя гладит по голове: даже самому большому полицейскому нужна мама. Заводной дуэт маленьких полицейских получился у Контантина Мокрова и Екатерины Зелениной. Их ритмичный речетатив полушёпотом под бубен и маракасы: «Маленькая-полицейская-школа!» запоминается надолго. Внимание зрителей всех вышеперечисленных средь бела дня крадёт Дмитрий Беляков, из которого получился очень импозантный, вальяжный лис.

В эскизе — чего только нет: и элементы театра теней, которые применяются для представления персонажей и их входа в сцену, и элементы пластического театра, которые связаны со стихами и воспоминаниями. Мама (Олеся Гаврилова) продолжает присматривать за Жаби, даже будучи потерянной. Для самой же мышки слово «мама» неразрывно связано с хрустальным звоном треугольника.

Эскиз долго начинается и несколько скомканно заканчивается, но эти шероховатости режиссёр, продолжив работу над полноценным спектаклем, очевидно, поправит. Лесной детектив с рейтингом «6+» в «архдраме» планируют выпустить уже под Новый год.

Фото пресс-службы театра.Фото пресс-службы театра.

Режиссёр Алина Кушим из Москвы единственная не забыла, что тема лаборатории — детские спектакли по текстам о Севере. И свой эскиз «Кит плывёт на Север» она поставила по философской сказке Анастасии Строкиной. Интересно, что другой северный текст петербургской писательницы — роман «Совиный волк» стал» — стал материалом для эскиза на другой режиссёрской лаборатории, которая прошла в Архангельском театре кукол в рамках Эха Большого детского фестиваля в апреле. 

Сложно было понять, на какой возраст ориантирован эскиз. Но уж явно — не на «бэбиков». Сказка-притча о зверьке Мамору, плывущем на спине кита в поисках своего острова, получилась довольно медитативной, рыхлой по ритму, да ещё и с довольно большой вставной новеллой-сном о Песце Голубая шерсть, влюблённом в Лазоревую луну. Совсем маленьким было бы, наверное, очень сложно усидеть и удержать внимание. 

Фото пресс-службы театра.Фото пресс-службы театра.

Режиссёр интересно поработала с пространством: эскиз развернулся в Большом репетиционном зале с высокими потолками, обычно недоступным зрителю. В центре зала режиссёр разместила подиум, который стал, по сути, спиной кита, на которой путешествовал Мамору. Волнами, набегавшими на спину кита, стал длинный лист полиэтилена. Роль непоседливого зверька Мамору исполнил Александр Зимин: его персонаж получился очень уж нетерпеливым для пространства, игравшего роль безмолвного и бескрайнего океана. Кита играл Алексадр Субботин. Сначала его голос, усиленный микрофоном, звучал очень по-китовьи — ме-е-едленно, раска-а-атисто. Зато потом Субботин-кит как бы снизошёл к Мамору и заговорил совсем по-человечески. 

Финал эскиза получился как будто открытым: доплыл ли Мамору до своего острова? Узнаем в 2023 году: режиссёр поставит полноценный спектакль для зрителей от 12-ти и старше.

Песец Голубая шерсть (Юрий Прошин) и Лазоревая луна (Екатерина Калинина). Фото Елены Ирхи.Песец Голубая шерсть (Юрий Прошин) и Лазоревая луна (Екатерина Калинина). Фото Елены Ирхи.

А вот режиссёр Алмаз Садриев из Уфы, наконец-то показал, что такое настоящий «бэби-спектакль». Ещё бы: он по ним «дока» — поставил таких с десяток. В Архангельске режиссёр поставил эскиз digital baby-спектакля «Совсем рядом» для малышей от двух лет. Перед началом эскиза на камерной сцене он пояснил, что создал его по международным принципам бэби-театра, которые, в частности, подразумевают использование бесконфликтной бессюжетной драматургии. В результате получился спектакль-игра о коммуникации с элементами мим-театра и клоунады, состоящий из двух частей — визуальной и исследовательской.

В первой части артисты — Нина Няникова, Анна Рысенко, Екатерина Шахова, Вадим Винтилов и Наталия Латухина — продемонстировали карапузам (которых, наверное, специально привели в театр для этого спектаклика) разные фокусы-превращения с мячами разных размеров, всевозможными трубками, прозрачными куполами и зеркалами, органичное соединённые с видеопроекцией. И надо было слышать, как на эти, казалось бы, нехитрые штуки реагировали дети: заливисто хохотали, хихикали, даже повизгивали от восторга! Казалось, что Алмаз Садриев, действительно, знал какой-то секрет.

Фото «Регион 29».Фото «Регион 29».

Во второй, исследовательской, части спектакля детки выползли на сцену. Артисты стали для них своего рода аниматорами и разрешили потрогать все штуки, которые использовались в постановке. В итоге удовольствие получили и дети, и родители, и даже бездетные зрители: это было какое-то совершенно интуитивное соприкосновение с чистой неразбавленной энергией детства. Первому бэби-спектаклю в репертуаре «архдрамы», конечно же, быть!

Вот так театр, инициировав вроде бы узкоспециальную лабораторию, обзавёлся сразу тремя будущими спектаклями для детей всех возрастов. В какие постановки вырастут детки-эскизы, увидим в будущем, 90-м, театральном сезоне.