Любые объекты в выгодных точках, когда теряют исходное назначение, в мегаполисах сразу притягивают инвесторов со свежими идеями. Волна реконструкций прошла в России в 2010‑х: старые фабрики и промзоны обустраивали, превращая в центры творческих индустрий и модные площадки для мероприятий. У всех на слуху арт-кластер «Красный Октябрь» и дизайн-завод «Флакон» в Москве, места выставок и фестивалей, где кипит культурная жизнь.

Что в Архангельске? Вектор тот же, но намного медленнее и скромнее. Примером может стать пивзавод Суркова после реконструкции. Чтобы начать проект, понадобилось больше десяти лет обсуждений. Пару лет назад ожил комплекс зданий бывшей типографии «Правда Севера», сегодня — «Объект 32»: территорию в 2,5 гектара населили десятки компаний-арендаторов, от магазинов и мастерских до музыкальных студий и клуба художественной гимнастики. Теперь место вполне можно назвать творческим кластером, где тоже проводят выставки и экспериментальные фестивали. В 2019‑м в «Объекте 32» открылся инновационный центр Агентства регионального развития. В остальном, похоже, мы слабо справляемся с тем, что было создано в советские годы. Наглядное доказательство — немой укор нам в виде цирка.

Но не в любых условиях можно найти применение большим площадям. Экономика изменилась. Автоматизация сделала большинство предприятий компактными и немноголюдными. А такого бурления малого бизнеса, художников и музыкантов, как в двух российских столицах, на Севере не было даже в лучшие годы.

Если посмотреть шире, вспомнив и о старых промышленных объектах, то они пустуют не только в Архангельске. В Котласе «РЖДстрой» выставил на продажу завод ЖБИ общей площадью больше 10 000 квадратных метров. Допустим, найдётся энтузиаст, который решит поменять его профиль и открыть творческий центр, вдохновившись столичными примерами. Но откуда взять столько творческих людей, за чей счёт благоустроить большую территорию?

Торговые центры тоже не вечны. Не все переживут уход отдельных брендов и сокращение спроса, особенно в развлекательном сегменте. Будут ли этажи ТЦ тоже пустовать годами или им найдут новое применение?..

«Чтобы следующие поколения пожинали плоды»

Мы спросили тех, кто профессионально занимается недвижимостью, о перспективах реновации знаковых архангельских строений.

– Вкладываться имеет смысл в интересные объекты с гибкими концепциями либо в объекты с хорошей локацией. У архангельского цирка, например, есть и то, и другое. Его можно переосмыслить как современное культурное пространство с концертной площадкой. Но невостребованную недвижимость сложно «переиграть» во что‑то другое. А у морского-речного вокзала в Архангельске нет эксклюзивного доступа к воде, как у «Севкабеля» в Петербурге, который стал культурным и образовательным центром, — отметила риелтор из Санкт-Петербурга, выпускница гимназии № 3 Архангельска Любовь Кораблина.

Почему люди, у которых есть деньги, не вкладывают в реконструкцию или перестройку таких объектов, как архангельский цирк? Потому что они дадут результат через 20–30 лет. Но они будут формировать благоприятную атмосферу, и в них нуждается любой город. Так Романа Абрамовича простимулировали восстановить Новую Голландию в Петербурге — теперь это остров-парк. Но в основном предприниматели не инвестируют в собственные регионы, не создают среду для своего же бизнеса и не стремятся к тому, чтобы их дети унаследовали этот регион в лучшем состоянии, как было в царской России: тогда работали, чтобы следующие поколения пожинали плоды.

Технический руководитель Архангельского завода клеёного бруса Андрей Елуков:

«Всему своё время, и сейчас время реновации всё‑таки приходит. Она дешевле, чем строительство новых объектов. В какой‑то момент мы насытились торговыми центрами на каждом шагу. Когда начнётся развитие города, мы должны будем смотреть на бывшую коммерческую недвижимость как на возможные объекты социальной инфраструктуры. Морской-речной вокзал, например, может стать центром повышения квалификации при САФУ, и найдутся федеральные деньги, чтобы его отремонтировать, создать там, например, метеорологическую станцию и тому подобное».

Генеральный директор агентства недвижимости «Гостиный двор» Сергей Чемисов:

«В Архангельске очень хорош пример „Объекта 32“, но таких случаев немного. Можно отметить проект со зданием пивзавода Суркова. У нас есть ресторатор общероссийского уровня Григорий Рябов, который умеет создавать модные, трафикообразующие места: ресторан „Почтовая контора“ или непроходной этаж одного из торговых центров, который стал посещаемым благодаря его заведению. У нас огромное количество полузаброшенных зданий в очень перспективных местах, которые не переориентированы на новые виды деятельности. Часто из‑за бюрократических препятствий: для чиновника легче отказать, чем нести ответственность за собственное согласие».

В Петербурге и окрестностях есть обратные примеры, старые здания моментально преобразуются в апартаменты, апарт-отели, деловые центры. В Архангельске апарт-отели не так актуальны, а вот апартаменты, если у нас такой бешеный спрос на жильё — вполне. Так занимайтесь жильём! Помимо того чтобы строить новое, неплохо бы реанимировать то, среди чего мы и наши дети ходим каждый день. Если не с бурным развитием Архангельска, то хотя бы с отсутствием стагнации впереди ещё много проектов, потому что наши бизнесмены ездят в другие города и страны, накапливают опыт и идеи.