Лабораторию «Симбиоз материального» инициировали архангельский региональный центр ARKA и «Свободные мастерские» московского музея современного искусства (ММОМА). Партнёром выступил архангельский водорослевый комбинат. А поддержку оказали региональное агентство по делам молодёжи и Дом молодёжи.

По результатам опен-колла на лабораторию отобрали семерых участников. От «Свободных мастерских» ММОМА присоединилсь объединение «Багрянка» и художники Нат Апанай, Наталья Попова и Александра Борисова.

На лаборатории художники встретились с приглашённым экспертом Дмитрием Булатовым — теоретиком искусства, куратором Балтийского филиала Пушкинского музея, руководителем магистратуры «Art&Science: неокибернетика» Школы дизайна Высшей школы экономики. На старте лаборатории он провёл публичную лекцию, на которой рассказал, что такое science art и что получается из симбиоза искусства и науки.

Экскурсия по водорослевому комбинату. Дмитрий Булатов — центре. Фото Гриши Аншукова.Экскурсия по водорослевому комбинату. Дмитрий Булатов — центре. Фото Гриши Аншукова.

Science art — это область современного искусства, представители которой используют наработки, концептуальные основы, исследовательские методики и технологические подходы науки при создании собственных произведений. Его актуальность связана с развитием робототехники, искусственного интеллекта, блокчейна, AR и VR, а также с революцией в биотехнологиях. 

Говоря о том, что можно называть проивзведением science art, Дмитрий Булатов объяснил, что главное требование к нему — собственный метаболизм. То есть, оно должно расти, изменяться, автосохраняться и обладать репродуктивной способностью. 

Например, австрелийский художник Стеларк вырастил себе третье ухо на предплечье. Группа «Симбиотика» создала матрицу, на которой культивировались клетки нейронов крысы. Нервная активность передавалась на робо-руку. Группа «Куда бегут собаки» создала так называемую «Распределённую псевдоголлографическую свинью» — трёх свинок, которые работали оракулами, давая ответы на базе данных текстов Кафки, Орруэла и МакКлюэна.

И оказалось даже, что и художника, и арт-критика, и дилера можно автоматизировать. Например, так называемый «Чёрный куб» сам себя продавал с аукциона. Камерон МакКлауд создал «Куратрона» — для тех, кому, как пошутил Булатов, надоели кураторы «на белковой основе».

Фото Гриши Аншукова.Фото Гриши Аншукова.

Художники же, приехавшие в Архангельск, пока только готовятся создать нечто такое. Правда, с учётом ориентации на водоросли, их science art проекты будут, наверное, более био-, нежели техноориентированными.

Наталья Попова называет свои работы способом сонастройки с природой. Большую часть из них она создаёт из из вторично использованного пластика.

— Мы побывали на водорослевом комбинате, нам показали синтез водорослей, — рассказывает художница. — Нам очень понравилось. Информации очень много, надо ещё всё это обдумывать. Я работаю в области переработанного пластика, и, собственно говоря, это вообще моя тематика — взаимодействие с природой. У меня происходит некое оживление пластика. Нам рассказывали про искусственное выращивание водорослей, но мне интереснее их естественное состояние. Мне даже через мертвый пластик важно передать какое-то живое состояние. У меня здесь максимальное соединение с землёй: мы здесь мажемся водорослями, пробуем их…

Нат Апанай. Фото Гриши Аншукова.Нат Апанай. Фото Гриши Аншукова.

У художника, архитектора, перформера Нат Апанай уже есть свой опыт в sience art.

— В Москве в последнее время я как раз занимаюсь несколькими проектами, связанными с нейрофизиологией, — рассказывает Нат. — У меня есть друзья в «Сколково», которые разработали беспроводной нейтроинтерфейс, который считывает ритмы нашего мозга. И последний мой проект был связан именно с этим: на выставке зрители могли надеть его, погрузиться в медитацию — там был специальный видео-, аудиоряд, — и мы считывали считывали сигналы и ритмы по четырём каналам: альфа, бета, дельта и тета. И потом при помощи диджитал-обработки данных мы рисовали такую, как мы называли, нейрогифку.

Тема «живое/неживое» Нат тоже интересна. 

— У меня очень много работ с натуральными материалами, — рассказывает художник. — Я создавала живописные работы из нефти, земли, пепла, костей, крови… Поэтому водоросли тоже очень интересный материал и медиум для того, чтобы выразить какие-то идеи. Научные сотрудники комбината очень глубоко погрузили нас в жизнь водорослей. Это уникальный шанс для нас, как художников, понять мир природы и при этом объединить его с человеческими научными достижениями.

Архангельский мультидисциплинарный художник, танцовщик и перформер Ваня Мишин не впервые сотрудничает с ARKA. Но sience art — совершенно новый опыт.

— Нам пока только дали вводные — sience art и водоросли, — говорит Ваня. — Все идеи пока в черновиках. Мне кажется, любое искусство в принципе сейчас соприкасается с наукой: для фотографии используется фотоаппарат — технологическое изобретение. 

Выставка по итогам лаборатории откроется только в октябре в Гостиных дворах. А пока что художников ждёт выезд на Солзу и полевые исследования на берегу Белого моря.