Там состоялась научная конференция «Се есть Пётр, Отечества Отец»: влияние петровских реформ на духовную жизнь российского общества». Её организовали министерство культуры РФ, правительство региона, «Духовое общество имени Валерия Халилова» и областной Дом народного творчества.

Площадкой для конференции не случайно стал Ломоносовский дом. Ведь по словам его директора Павла Журавлёва, Ломоносов в науке — всё равно, что Пётр. К слову, конференцию даже назвали по строчке из стихотворения Ломоносова «К статуе Петра Великого».

От имени правительства области участников конференции поприветствовал заместитель министра культуры региона Игорь Репневский.

— Безусловно, Архангельск очень повлиял на формирование личности Петра и, безусловно, изменения — не только экономические, но во многом и духовные, — зарождались здесь, — отметил он. — В год 350-летия Петра Великого мы вновь говорим о всеобъемлющих и кардинальных преобразованиях в жизни страны, которые превратили её в великую державу. 

Конференция вошла в программу десятого юбилейного фестиваля военных духовых оркестров «Дирекцион-Норд», включённого в федеральный проект «Петровские музыкальные Ассамблеи». Почётным гостем мероприятия стал президент Ассоциации духовых оркестров «Духовое общество имени Валерия Халилова», генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. 

— Для нас большая радость и честь сегодня быть в Архангельске, — сказал он. — Сегодня День военно-морского флота — и как сегодня не вспомнить о замечательном государе-императоре Петре Первом, о том, какой вклад он внёс в российскую государственность, в становлении всего жизненного уклада нашей страны? Нет, наверное, ни одной сферы жизни, которой бы не коснулась рука Петра.

Михаил Брызгалов.Михаил Брызгалов.

Своим докладом, посвящённым эпохе Петра в музыке, Михаил Брызгалов открыл конференцию. Оказывается, для музыки царь тоже сделал много. Во-первых, он сам был её не чужд — умел играть на волынке и гобое. 

— Будущий царь с малых лет воспитывался в окружении звучащих музыкальных инструментов, — рассказал Михаил Брызгалов. — В комнате двухлетнего Петра, ещё царевича, стояли клавикорды и цимбалы немецкой работы. Царь обучался нотной грамоте и мог петь как по нотам, так и наизусть. Пётр проявлял интерес к церковным службам и нередко принимал в них непосредственное участие как регент. Как это было, например, в Данциге в 1716 году, на венчании его племянницы Елизаветы. Именно Пётр начал преобразование устройства хоровой музыки в России.

Развитию музыки способствовали и военные победы: сложился жанр так называемых виватных кантов. Так, один из самых известных кантов — «Днесь, орле российский, простри свои крыле» — родился после битвы под Полтавой. А по случаю заключения Ништадского мира был сочинён кант «Радуйся, Русско земле».