Как сообщает пресс-служба АОСД, в этом году в соревнованиях участвуют 170 человек и 40 команд, которые являются профессиональными лесорубами. Среди них представители крупных лесных предприятий, индивидуальные предприниматели и частные лица из 13 регионов России.
Состязания проходят на высокотехнологичных машинах, предназначенных для заготовки леса. Но «Лесоруб» — это не только соревнования, но и самая большая в России лесная выставка, где специалисты отрасли могут познакомиться с последними российскими разработками в лесной отрасли. Учитывая, что большая часть европейских брендов попала под санкции, разработки новой отечественной техники становятся крайне актуальными.
В рамках деловой площадки прошли три мероприятия: семинар по теме государственного регулирования оборота древесины в Российской Федерации в 2022–2025 годах, который провели представители Федерального агентства лесного хозяйства; два круглых стола: по теме контроля за древесиной, заготовленной в исключительных случаях, и по вопросам перевода муниципальных теплоснабжающих организаций на пеллеты.
Заместитель председателя областного Собрания, председатель комитета по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов принял участие в открытии чемпионата, пожелал участникам высоких результатов и выступил на круглом столе, где речь шла о контроле за древесиной, заготовленной в исключительных случаях.
Положения Лесного кодекса устанавливают, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Кроме того, на основании таких договоров граждане тоже могут осуществлять заготовку древесины для собственных нужд. Но на федеральном уровне не урегулирован вопрос контроля за целевым использованием данной древесины, что создает предпосылки для ее нелегального оборота.
— В законопроекте «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», разработанном по инициативе Архангельской области, предлагалось урегулировать данный вопрос путем наделения органов государственной власти субъектов РФ полномочиями по осуществлению данного контроля, — отметил на круглом столе Александр Дятлов. — Принятие законопроекта позволило бы оказать реальное и существенное противодействие незаконной заготовке древесины и ее нелегальному обороту. Наш законопроект поддержали 25 регионов, но был отклонен федеральными органами власти. Рекомендации на документ поступили различные: с одной стороны, нам предлагается урегулировать вопрос путем принятия соответствующего нормативного правового акта Архангельской области, а с другой — указывается, что лесное законодательство наделяет субъекты Российской Федерации только правом устанавливать перечень случаев, при которых допускается заготовка древесины для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд. В результате получается противоречивое толкование ситуации.
Участники встречи согласились со значимостью проблемы, и для ее решения, ведущий круглого стола, глава Рослесхоза Иван Советников предложил разработать на федеральном уровне типовые договоры, в которых будет прописано целевое назначение древесины. Подобные документы и будут закреплять обязанность получателя использовать древесину по назначению.