В ней героини расскажут, как совмещают разные социальные роли: мамы, жены, профессионала своего дела, а ещё работают волонтёрами, занимаются любимым хобби и спортом. Одной из первых героинь стала Анастасия Трофимова.
Как расставляют приоритеты и какие главные ценности стремятся передать детям
С Анастасией Трофимовой мы увиделись на организованной архангельским «МамаКлубом» «Встрече с супермамами». Такое «звание» Анастасия заслужила по праву. После того как модератор мероприятия Татьяна Чурсанова её представила, захотелось присвистнуть от восхищения и лёгкой мамской зависти: «Как ей удаётся всё это совмещать?»
Анастасия — врач-гериатр (оказывает медицинскую помощь пациентам преклонного возраста. — Прим. ред.), преподаёт в СГМУ гериатрию, терапию и ещё несколько дисциплин. Причём не только нашим студентам, но ещё и индийским — на английском языке. Проводит консультации пациентам в частной клинике.
Два года назад, когда её второму ребёнку был всего год, она вместе с партнёрами открыла магазин натуральной косметики «без упаковки» «Зелёная точка». Постепенно бизнес начал расти: появился второй магазин и ещё один отдел в Северодвинске. Этим летом вместе с друзьями она открыла симпатичный магазин сувениров «Птица счастья» на Чумбаровке, в котором представлены исключительно северные бренды.
Анастасия активно продвигает экологичный подход к жизни: это минимализм в вещах, отказ от всего одноразового, раздельный сбор мусора, бережное отношение ко всему живому. В магазинах она организовала «Дельный сбор» для горожан, которые приносят вторсырьё на переработку.
Ну и самое главное — она мама пятилетней Арины и трёхлетнего Луки.
Маленькая ремарка: у семьи Трофимовых нет няни и армии помощников. Бабушки не сидят постоянно с внуками, а муж такой же предприниматель и проводит экскурсии по области. Так что обычным мамам остаётся только списать всё на укус паука или комара, пробудивший в Анастасии суперспособности. Шутка, конечно. Но мне как маме двоих детей тоже захотелось разгадать секрет её многозадачности и узнать, какие у неё «правила воспитания».
Предсказуемое расписание
– Настя, как ты всё успеваешь? — первый естественный вопрос, возникший у всех собравшихся мам. — Ты спишь?
– Сплю и даже каждый день, — смеётся в ответ Анастасия.
Худенькая, женственная. Но хрупкость — лишь первое впечатление. Как только Настя начала рассказывать о себе, ощущаешь, что внутри она выплавлена из стали.
– В университете я себе сказала, что ни одна минута моей жизни не пройдёт без дела, — говорит Анастасия. — Но так делать нельзя! Сейчас я это понимаю. На днях были на даче, и я думала: «Надо почитать, надо прополоть, надо подмести». Но потом говорю себе: «Настя, выдохни, можно ничего не делать и просто созерцать». Важно учиться отдыхать. Мне повезло, что у меня есть партнёры, которым можно сказать, что я выдохлась и меня не будет три дня. Мои функции можно изменить, убрать.
У меня чёткое предсказуемое расписание. В приоритете — дела, которые я не могу отменить. В первую очередь — моя семья. Во вторую — работа в университете. И только на третьем месте — бизнес. Если кто‑то из детей болеет, то встречи и консультации отменяются и переносятся. Я могу работать удалённо, могу весь день писать научную статью.
Нужно всё делать заранее и разбивать дела на маленькие шаги. Это удивительный закон. Ты знаешь, что у тебя лекция через неделю по новому предмету и сегодня ты составил план, завтра нашёл необходимый материал, послезавтра что‑то ещё.
У меня нет претензий ко многим вещам, например, мне не нужен идеально чистый пол дома. У меня в квартире порядок, но я прибираюсь по чуть‑чуть, чтобы мне было комфортно.
У меня пять-шесть консультаций в неделю в частной клинике. На работу в поликлинике мне не хватит энергии. Врачебный приём требует контейнерирования отрицательных эмоций другого человека, ведь он к тебе приходит не с хорошим, а магазин и студенты — это молодость, счастье! Это как в меме про студентов и преподавателей:
– У меня апатия, я не могу и не подготовился.
– Тебе «два», но я рада, что ты живёшь полной жизнью!
На приёме пациенты могут упасть в обморок, умереть. В магазине: «Настя, всё плохо, нам не привезли такую‑то марку». Я же говорю: «Никто не умирает, в чём проблема? Всё замечательно!» Отношение спасает и вытягивает.
«Было жёстко…»
– Как, сидя в декрете, ты решилась открыть бизнес?
– У меня тогда младшему сыну только год исполнился, и муж был категорически против: «сколько надо сил», «тебя не будет дома», «нужно идти в наём». Но я не могла тихо сидеть в декрете. Я взяла деньги из семейной копилки, в которую откладывала «детские», и вложилась в бизнес с подругами. Эта была не та сумма, которую страшно потерять. Но это был сложный момент в наших отношениях: долгие разговоры, маленькие дети, осуждение родных. Понимаю, что поступила неправильно, но это была бы моя ошибка и я сама на ней бы обожглась.
Расписание было такое: утром я вместе с сыном отводила старшую дочку в садик, затем мы шли в парк на тренировку «мама и малыш». Потом обедали, ехали в магазин, а ребёнок спал два-три часа в люльке, пока я работала. Затем мы с ним забирали дочку из сада. Бывало, что я привозила детей домой, кормила, укладывала спать и поздно вечером снова уезжала в магазин.
Два месяца мы с подругами готовили магазин к открытию. Не было понимания, как это будет работать, но было ясно, что без просвещения нам не прорваться. Я представляла, как привлечь связи, но не знала, что такое SMM. Не представляла, как будет выглядеть магазин, не умела фотографировать. Мы с моими подругами и партнёрами Наташей и Мариной учились по пути. Если у вас (у молодых мам. — Прим. ред.) есть возможность учиться, то делайте это лучше сейчас, а не в процессе открытия бизнеса. Жёстко было, я до сих пор то время вспоминаю с оцепенением. Как я выжила и не сошла с ума, не знаю.
– Недавно открылся магазин «Птица счастья». Отношение мужа и семьи изменилось?
– Муж кардинально изменил отношение, расширились границы. Раньше было страшно, что впереди, а сейчас, когда открылась «Птица», он максимально включился.
Дочь недавно спросила: «Мама, что такое проект? Это «Птица счастья»?» Да, так тоже можно объяснить. Я очень рада, что предпринимательство появилось в моей жизни, у меня выросли крылья. Если до этого я думала, что буду целый день сидеть на приёме да в стационаре подрабатывать, сейчас я знаю, что могу всё: фестиваль — пожалуйста, федеральный проект — легко, маленький локальный бизнес — отлично!
Бизнес в социальной упаковке
– Почему открыли магазин «без упаковки»?
– Я поняла, что концепция «социального бизнеса» — это единственное, чем мне интересно заниматься. Все «выжималки» денег, когда речь идёт о получении сверхприбыли без внесения чего‑то хорошего, доброго, не вызывают у меня уважения.
Я очень верю в малый бизнес. Важно объяснить людям, как это работает. Если вы будете покупать товары у местных локальных магазинов, то налог останется в том месте, где зарегистрирован этот предприниматель. Если покупать у «Озона» или у другого федерала, то деньги будут уходить куда‑то туда. Многие не отдают себе в этом отчёта.
Я надеюсь, что у нас тоже приживутся местные маленькие магазинчики, как в Европе. Магазины в Италии и Германии очаровательны: кресла-качалки, половики, цветы. В Архангельске появляются такие места, кофейни. Локальные проекты украшают город, надеюсь, что их будет больше.
– Расскажи, зачем открыли «Дельный сбор»?
– У меня нет цели менять мир. Но мне хотелось, чтобы людям было удобно: магазины расположены в центре города, можно принести большое количество видов вторсырья, которое мы потом сдаём переработчику. Это сложный проект: люди не понимают, что пластиковые бутылки перед сдачей нужно помыть. У нас нет волонтёров, которые занимаются приёмом мусора, поэтому много брака, непригодного для переработки. При этом, когда начинаешь делать что‑то хорошее, люди начинают не спрашивать, а требовать. Когда мы объявляли, что собираем старые ненужные джинсы, то меня с иронией спрашивали: «Бесплатно, что ли?» Люди считают, что им должны. Представьте, что вы летите высоко в небе, парите, как птица, но в этот момент вдруг говорите: «У меня спинка не откидывается, у меня интернет не ловит!» Хотя только что вы вообще не могли летать.
«Любовь — это не про вещи и подарки»
– Что для тебя значит «экологическое мышление»?
– Мне нравится идея осознанности во всём: знать, что у тебя в тарелке, из чего состоит бытовая химия, как производят одежду. В действительности, ты несёшь ответственность за всё: невозможно кормить детей сладким, а потом сетовать на их здоровье. Это взаимоисключающие понятия.
Это отношение к вещам. Людям кажется, что если они купят новую кофту, то станут красивее, чем они есть. Я свободна от этого. Вещи служат мне, а не я им. Много одежды — много стирки, глажки, химчистки, уборки. Ни одного ребёнка не сделали счастливым с помощью игрушек.
Детям я порой говорю: «Не порти вещь, она может ещё пригодиться». В то же время, если разобьётся чашка, я скажу: «Это всего лишь вещь». Скоро они поймут эту градацию.
– Сколько должно быть вещей, чтобы их было «достаточно»?
– Достаточно, чтобы я об этом не думала. У нас с вами могут быть разные источники вещей. Мы порой покупаем одежду в «секонде», и я вообще этого не стесняюсь. Вот этот свитер из секонд-хенда: он классный, шерстяной. Сейчас натуральные шерстяные вещи сложно найти в магазинах, всё синтетика. Ещё мы с подругами встречаемся, выкладываем вещи и обмениваемся, отдаём в благотворительные фонды. Я не беру вещи, которые будут модными два сезона. Нужно выбирать то, что действительно прослужит долго. Для детей покупаем одежду на «авито» или у подруг. Я предпочитаю купить качественную вещь ответственной марки с рук, чем дешёвую китайскую в магазине.
– Если дети просят купить очередную игрушку, как объясняешь, почему «нет»?
– Арина просила купить поп-ит, как у девочек в садике. Я объясняю, что это не развивающая игрушка и у нас другие ценности: «Ты дома много играешь, рисуешь, поёшь. Может быть, мы обойдёмся? Если она будет настаивать, то я могу согласиться. Но я боюсь дешёвых китайских игрушек. Сама я фанат настольных игр и детских книг.
Когда отмечали дочке пять лет, то попросили родных не дарить подарки. Арине объяснили, что будет праздник, торт и гости. Некоторые родственники не удержались, но в целом она даже не заметила, что нет подарков.
Есть разные языки любви: для кого‑то — это подарки, для меня — время. Если мне скажут: «Настя, я пришёл тебе помочь», — это точно про любовь. Муж дарит билеты в путешествие, сообщает, что мне нужно отдохнуть и я улетаю на следующей неделе. «Я не могу, у меня планы!» Но потом всё проходит хорошо.
– Как передать экопривычки детям?
– Дети нас копируют. Мы стремимся передать любовь к природе, к животным, растениям, муравьям и червякам. Мы не ходим в зоопарк, цирки и дельфинарии, так как там жестоко обращаются с животными. Животные не должны служить нам развлечением. Мы не поддерживаем контактные зоопарки, фермы, в которых животных плохо содержат. Я объясняю детям, почему мы туда не пойдём, и они всё понимают.
Арина знает, почему нельзя выливать в пруд жидкости, кидать пластик. Она видела, как утка в пруду играет с фантиком. Утка не понимает, что для неё это яд. Она съест и умрёт. Сын в три года, как «обученная ворона», сортирует мусор, знает, что куда выкинуть.
Для нас важно научить детей взаимоуважению. Нельзя стыдить гостей, если они выкинули мусор не туда.
«Убираю телефон и играю с детьми»
– Чем любите с детьми заниматься?
– Строго каждый день с 20:00 я провожу время с детьми. В это время мы не готовим и не едим. Я убираю телефон, мы лепим из пластилина, собираем мозаику и пазлы. Дочка любит показывать нам концерты. Она раздаёт нам билеты в зрительный зал. Муж долго гуляет с детьми, я столько не могу, но играю. Читаю на ночь — это непреложный закон. Любим рассказы о природе Пришвина, рифмованные сказки про Груффало, «Денискины рассказы».
– Материнство развивает?
– Дети открыли во мне терпение, на самом деле я вспыльчивая. Мне тяжело сдерживать эмоции, а детям я спокойно объясняю. Мы договорились с мужем, что мы не кричим.
Я фанат семьи. Долгосрочные отношения очень круто развивают. В обществе есть романтизация слов «любовь и влюблённость», но никто не говорит, что настоящая любовь начинается после замужества со всеми обязательствами, с болезнями, с общими праздниками и времяпровождением, восприятием как пары.
С детьми то же самое. Ты должен миру гораздо больше, чем просто прожить жизнь так, как хочешь. Сейчас ты должен прожить, чтобы им было хорошо. Это мой выбор.
Меня пугают разговоры про «чайлдфри» (childfree — свободный от детей. — Прим. ред.). Среди «зелёных» их немало: считается, что дети потребляют много товаров, а также есть проблема перенаселения планеты. Но когда люди говорят про эгоистичные интересы, про то, что не будут высыпаться или путешествовать, — я не понимаю. Дети — это не ограничение. Если ты рациональный, умный человек, то, конечно, надо в три раза больше всего успевать. Но это опыт, который нигде больше не приобрести. Ты научишься делать всё, ты никогда не пропадёшь. Даже если тебя выбросят на необитаемый остров, ты найдёшь способ выжить.
Это не везение, а труд!
За время существования «Зелёной точки» авторы проекта стали победителями в конкурсах регионального и федерального масштаба:
- победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России — 2019»;
- победитель «Pro Woman Awards-2021»;
- лауреат премии «Экопозитив-2021» в номинации «Бизнес в экологической сфере».