В Архангельск приехали гости. Исследователь стрит-арта, соавтор подкаста «Росстритартнадзор» Алексей Шахов — из Екатеринбурга. Режиссёр фильма «Трещины» о граффити-сцене культурной столицы Павел Никифоров — из Санкт-Петербурга. Ну, а искусствоведа Анастасию Пронину, тоже петербурженку, уже гостьей не назовёшь — она бессменный куратор City Says. Все они вместе с директором архангельского центра современного искусства ARKA Натальей Щукиной собрались на пресс-конференции в молодёжном центре, чтобы рассказать, чего ждать от второго сезона проекта.

По словам Натальи Щукиной, второй сезон продлится до конца августа 2023 года. Главным его событием станет создание в Архангельске так называемого «музея граффити». Он будет существовать в двух ипостасях — как сайт с каталогом и как маршрут для осмотра работ в естественной среде. Отбором экспонатов будут заниматься эксперты, но организаторы также хотят услышать мнение архангелогородцев.

— Есть работы, на которые мы, возможно, не обратили бы внимания, но для людей они важны, — отметила Наталья. — Может, это какой-то персонаж, который встречает их каждый день по дороге домой с работы. И люди хотят, чтобы он оставался там и никто его не закрасил. 

Наталья Щукина.Наталья Щукина.

Кроме того, зимой выйдет фильм об истории граффити в Архангельске. Съёмки уже подходят к концу, скоро начнётся монтаж. А весной планируют выпустить серию журналов или даже книгу.

Анастасия Пронина рассказала, зачем вообще архивировать граффити.

— В 2019 году, когда я в первый раз попала в Архангельск, я была поражена тем, какое количество работ конца 1990 — начала 2000-х сохранилось на стенах города, — поделилась Анастасия Пронина. — Уровень сохранности на архангельской граффити-сцене уникален. Поэтому и была придумана программа, направленная на архивацию граффити-наследия. Попытка объяснить, что граффити и стрит-арт — это такой же культурный пласт, как и любое другое культурное высказывание, очень важна. Особенно это важно для таких городов как Архангельск, где отношение жителей к уличному искусству нельзя назвать положительным. Это возможность огранизовать граффити и познакомить город с его героями: показать, что художники, которые работали в 1990-е годы, — это не маргиналы.

Одно из старейших архангельских граффити. Из архива City Says.Одно из старейших архангельских граффити. Из архива City Says.

Такой проект, по словам Анастасии, позволит создать полноценные экскурсионные маршруты, по которым смогут гулять жители и гости города. Да и вообще сделает Архангельск первопроходцем.

— В Петербурге есть музей стрит-арта, а вот музея граффити у нас в стране не существует, — добавила куратор.

Анастасия Пронина.Анастасия Пронина.

В словосочетании «музей граффити» кавычки требуются не только музею. С граффити тоже не всё-так однозначно. Этим словом подчас называют всё уличное искусство — от тэга до мурала. Но специалистов раздражает такая путаница.

— Для меня не ставить рамки между граффити и стрит-артом — всё равно, что не ставить рамки между футболом и бейсболом, — сказал Алексей Шахов.

Алексей Шахов.Алексей Шахов.

Если просто, то граффити — это теги, шрифтовые композиции, это средство общения участников субкультуры. Стрит-арт — это нелегальное уличное искусство. Архангельские муралы легальны, поэтому это паблик-арт. 

Впрочем, по мнению Павла Никофирова, граффити не замкнуто внутрь себя: граффитчики, как и документалисты, занимаются фиксацией «трещин» — проблем города.

— Предположим, где-то в городе началась стройка, — привёл он пример. — У этой стройки есть паспорт объекта, где обозначены даты начала и окончания работ. И эту стройку обнесли дурацким гофрированным дешёвым тонким забором. Но стройка начинает затягиваться. Срок выходит, а ужасный забор стоит. И вдруг он начинает покрываться тегами, рисунками. Они фиксируют лишь одно: «Этот забор здесь не к месту, уберите его!».

Павел Никифоров.Павел Никифоров.

Вопрос же, что брать в музей, ещё открыт, и поэтому название «музей граффити» очень условно. 

— Я тоже очень болезненно реагирую, когда люди называют граффити всё, что они видят, — сказала Анастасия Пронина. — В Архангельске уличная сцена представлена преимущественно граффити. Вопрос, что включать, очень правильный. Думаю, важно включать важные для города интервенции. Возможно, если мурал хороший, если он нравится жителям, он тоже должен быть в маршруте. Но тогда мы будем очень плохими специалистами, если мы назовём это «музеем граффити». Поэтому название рабочее. 

В финале разговора про то, что будет в музее и как его называть, Алексей Шахов экспромтом выдал исчерпывающее предложение:

«Музей граффити, стрит-арта, муралов и/или любых других видов уличных интервенций, созданных на асфальте, стенах, билбордах, а также других поверхностях городской среды Архангельска».