Напомним, что московский перевозчик, который входит в группу компаний, работающей на рынке пассажирских перевозок в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Уфе, Перми и Самаре, стал единственным участников конкурсов на обслуживание автобусных маршрутов №№ 4, 7, 9, 10, 11, 12, 42, 43, 44, 60, 62,64, 69, 75б и 75 м в Архангельске. С 1 января 2023 года компания должна была вывести на линии автобусы среднего класса 2022 года выпуска в оформлении бренда Архангельской области, работающие на газе. Контракты предусматривали работу перевозчика на рынке пассажирских перевозок до 2030 года.

Однако вечером 8 сентября стало известно, что все результаты конкурсов аннулированы по предписанию УФАС по Архангельской области. 

Ранее поступила жалоба от ИП Николаев А.И. (он выиграл конкурс на обслуживание маршрутов №№ 3,9,31 до конца 2022 года) на проведение конкурса по маршрутам № 25 «МР вокзал — Пирсы» и № 38 «Причал — Новая деревня». В числе технических вопросов к документации, предприниматель посетовал на ограничение конкуренции и создании дискриминационных условий. В том числе, речь идёт о включение в требование к будущему перевозчику наличие автобусов на газомоторном топливе.

«При этом на территории г. Архангельска и Архангельской области на момент размещения извещения о проведении конкурса отсутствуют пункты (станции) заправки газомоторным топливом. Отсутствие таких пунктов заправки по существу ведет к невозможности использования данной характеристики в процессе исполнения контракта и не приведет к улучшению качества оказываемой услуги <…>. Таким образом, объявление конкурса должно было производиться после окончания строительства соответствующих объектов», — говорится в жалобе.

Отметим, что в начале сентября администрации Архангельска заявила, что в городе завершается строительство первой большой газозаправочной станции. А в следующем году введут в эксплуатацию вторую подобную станцию.

Как пояснили в УФАС России по Архангельской области, поводом для отмены результатов конкурса стала как раз жалоба индивидуального предпринимателя.

«Индивидуальный предприниматель обжаловал, что заказчиком неправомерно установлено требование к виду используемого автобусами топлива — компримированный природный газ, тогда как на территории города Архангельска отсутствуют газозаправочные станции с данным видом топлива. Как пояснил заказчик, в настоящее время строительство двух таких заправочных станций идет на территории города Архангельска и к моменту оказания услуг заправочные станции будут введены в эксплуатацию. Однако, комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что проект контракта не содержит информации об условиях исполнения контрактов в случае, если заправочные станции не будут введены в эксплуатацию к установленному сроку», — говорится в сообщение ведомства. 

Кстати, как пояснили у региональном УФАС, это уже четвертое заседание комиссии по рассмотрению ситуации с проведением конкурсов по автобусным перевозкам в Архангельске.  

«Ранее инспекцией Архангельского УФАС России была проведена внеплановая проверка 21 конкурса. Заявители обжаловали описание объекта закупки, порядок оценки заявок. Заказчик и уполномоченный орган признаны нарушившими требования закона о контрактной системе, выданы предписания о внесении изменений по всем рассматриваемым конкурсам», — пояснили в ведомстве.

По мнению Александра Гревцова, вице-спикера Архангельской городской Думы, решение Архангельского УФАС подтверждает, что транспортная реформа не подготовлена и не проработана до конца.

— Решение Архангельского УФАС, в общем-то, и подтверждает лишний раз, что, во-первых, так называемая транспортная реформа не подготовлена и не проработана до конца, а во-вторых, что цель проводимых конкурсов — банальный передел рынка транспортных перевозок в пользу федеральных структур, обладающих серьёзным финансовым ресурсом, с выдавливанием местных перевозчиков. Если же мы стремимся реально изменить отрасль пассажирских перевозок, то необходимо совершить революцию, внести принципиальные изменения в отрасли. В частности, доминирующее положение на рынке должны занять муниципальные (или государственные) пассажирские предприятия, как это сделано во многих других регионах и городах. В этом случае транспортная отрасль будет работать устойчиво, поскольку в любой момент «муниципалы» смогут заменить частного перевозчика, который вдруг решит «повыкручивать руки» властям. К слову, как это произошло с той же транспортной компанией «Рико». Когда водители из «Рико» в Сергиевом Посаде в декабре прошлого года объявили забастовку из-за невыплаты зарплаты и не вышли на линию, место этого частного перевозчика тут же заняло государственное предприятие «Мострансавто», которое работает в Московской области. В Архангельске такого предприятия, которое может выйти на линию в случае демарша перевозчика, нет и власть будет вынуждена плясать под его дудку, — прокомментировал Александр Гревцов.

Напомним, что всего в рамках реализации реформы общественного транспорта в столице Поморья был объявлен 21 конкурс по обслуживанию автобусных маршрутов. Предполагалось, что на улицы города выйдет 224 автобусов среднего класса.

Администрация Архангельска пообещала в ближайшее время прокомментировать сложившуюся ситуацию.