Карбас «Юбиляр» из села Койда — главный элемент арт-объекта Павильон «Оверкиль». «Юбиляр» — один из последних сохранившихся «больших карбасов» Белого моря, построенный классическим способом, его длина 9 метров, ширина 3 метра. Карбас построен в 2010 году для перевозки сена и дров. Долгое время «Юбиляр» лежал бесхозным на берегу в Койде. Товарищество поморского судостроения поставило перед собой задачу спасти карбас.

«Карбас — самый старый из ныне существующих типов поморских судов. Впервые сшивные карбаса упоминаются в 1591 году в „Таможенной грамоте“ Соловецкого монастыря, то есть почти 500 лет назад. Известны карбаса промысловые, разъездные, почтовые, грузовые, таможенные, лоцманские и т. д. Карбас универсальная лодка-труженик: легкая и мореходная. Обладая хорошей всхожестью на волну и достаточной устойчивостью, карбас практически не принимает внутрь брызг. Типичный карбас имеет острую корму, прямую линию киля, вертикальный форштевень, незначительно наклоненный в корму ахтерштевень. Обшивка делается кромка на кромку на мощных, редко поставленных шпангоутах — кокорах. Для строительства используется легкая древесина ели», — пояснили в пресс-службе проекта.

Павильон «Оверкиль» предназначен для сохранения и нового использовании старых поморских лодок в городской среде Архангельска. Павильон представляет собой объёмно-пространственную конструкцию с карбасом в положении «оверкиль» — килем вверх. При таком хранении исключается попадание дождя и снега внутрь карбаса — так часто хранят лодки зимой на Севере. Также перевернутый карбас служит крышей павильона и является наглядным пособием для изучения народного судостроения. Снизу хорошо просматривается конструкция судна: кокорные киль и штевни («кокора» — часть ствола и корня из которых изготавливают гнутые элементы судна), шпангоуты (опруги), видно как из мощных досок (набоев) устроена обшивка.

Идея постройки павильона из старого карбаса имеет исторические корни. Например, в старину отслужившие свой морской век суда часто использовали для изготовления временных жилищ. Возможно, превращение старых деревянных судов в арт-объекты и объекты городской инфраструктуры позволит сохранять эти памятники судостроения для будущих поколений жителей Архангельска.

Павильон «Оверкиль» построен работниками и волонтерами верфи Товарищества поморского судостроения совместно со студентами с Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. Архитектор проекта — Александр Антонов.