Как сообщили в пресс-службе областного правительства, на пленарной сессии «Развитие Российской Арктики: перспективы и вызовы» выступил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

На протяжении уже нескольких столетий Поморье является ключевым для России регионом в деле освоения арктических территорий и Северного морского пути. Исторически признанной транспортно-логистической площадкой является Архангельский транспортный узел, который в этом году включен в план развития Северного морского пути до 2035 года. В настоящий момент всеми интересантами прорабатывается возможность как расширения действующих мощностей терминалов, так и создания новых.

— В условиях активного развития инфраструктуры Севморпути, думаю, что сегодня мы получаем новое практическое применение Архангельского транспортного узла, и он начинает становиться опорным пунктом Севморпути. Теперь основной задачей является внесение изменений в постановление Правительства России, касающееся субсидирования перевозок по СМП, — отметил Александр Цыбульский. — Сейчас речь идёт в первую очередь о субсидировании перевозки грузов лихтеровозами — этот вопрос мы уже начали обсуждать с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Говоря о грузоотправителях Поморья, стоит отметить, что из-за санкционного давления грузопотоки рыбной и лесной продукции переориентированы с европейских на восточные рынки.

— Проблема логистического плеча для северных территорий стала самой сложной, — подчеркнул депутат Государственной Думы РФ Александр Спиридонов. — Для предприятий региона изменение цепочек поставок привело к существенному увеличению не только сроков доставки, но и стоимости перевозок до конечного покупателя. Эти факторы с марта 2022 года вызвали рост ставок морского фрахта и стоимости на мультимодальные контейнерные перевозки, а также резкое снижение количества доступного флота из-за санкций против российских судовладельцев.

Чтобы сократить убытки компаний и разгрузить железнодорожные ветки, необходимо увеличивать объемы перевозок по Севморпути с введением понятной системы их субсидирования. В Архангельске для этих целей может быть задействовано 12 универсальных портовых комплексов и специализированных терминалов, несколько ключевых предприятий-стивидоров с собственными морскими грузовыми районами, а также более десятка судовладельцев и смежные обслуживающие компании. В погрузочно-разгрузочном районе Экономия функционирует единственный в Арктической зоне контейнерный терминал с возможностью хранения и перевалки до 75 тысяч контейнеров в год.

Помимо обеспечения арктических проектов, многочисленные архангельские судоходные компании участвуют в северном завозе, снабжении полярных станций, транспортном и промышленном обеспечении объектов Министерства обороны РФ.

— Все инициаторы новых проектов могут рассчитывать на нашу поддержку, — отметил Александр Цыбульский.

Однако успех всех намеченных к реализации крупных проектов в России во многом будет зависеть от готовности производить необходимые материалы и комплектующие. На федеральном уровне для поддержания планомерного развития отечественной промышленности разрабатываются новые нормативные документы.

— Сегодня мы готовим к защите стратегию развития металлургической отрасли, которая будет предполагать в ближайшие 10 лет увеличение объемов производства по выплавке стали, производству готового металлопроката и по ряду других направлений, связанных с импортозамещением. У нас есть и проекты по специальной стали, которые важны для освоения Арктики и развития судостроения, — рассказал исполняющий обязанности директора департамента металлургии и материалов Минпромторга России Владислав Демидов.

В ходе форума «Арктические проекты — сегодня и завтра» пройдет еще ряд сессий, на которых обсудят транспортно-логистическое обеспечение реализации арктических проектов, геологоразведку в высоких широтах, развитие альтернативной энергетики в Арктике, а также создание и модернизацию производственной инфраструктуры на северных территориях.