– Темперамент — врождённое качество, которое не поддаётся изменению, — говорит Екатерина Пяткова. — Но, несмотря на это, родители часто пытаются переделать своего ребёнка. Жалуются: «Сын малообщительный! Записали в одну спортивную секцию, в другую — не помогает. В какие ещё кружки пойти, чтобы развить навыки коммуникации?» «Дочка перед аудиторией выступать не умеет! А ведь без этого сейчас никуда… Так важно!» Но для кого важно?

«К доске пойдёт…»

Как пишет газета «Правда Севера», интроверсия, как и экстраверсия, не имеет знака «плюс» или «минус» — это просто наша особенность. Интроверт — не диагноз. Если ребёнок и нуждается в помощи, то точно не в переделывании, а в том, чтобы научиться принимать себя.

Мы все разные и эмоции обрабатываем по‑разному. У меня в практике была девочка, которая не могла отвечать в школе у доски. Руки дрожали, она краснела каждый раз, когда её вызывали. Не могла ни слова из себя выдавить. Учитель отпускала язвительные замечания: «Ты вообще говорить умеешь?» Ставила двойки и клеймо «неуспешная». А по поводу письменных работ, которые «бестолковая» ученица выполняла на удивление хорошо, вердикт был: «Списывала! У доски ведь двух слов связать не может!»

Родители перевели дочку в другую школу, где маленькие классы. И там педагоги нашли выход. Стали спрашивать индивидуально — до или после урока. И оказалось, что ученица не только «умеет говорить», но и имеет обширные знания. Девочка расцвела!

Интровертированность иногда путают с застенчивостью. Но ставить знак равенства здесь не стоит. Застенчивость — черта характера, приобретённая в силу каких‑то обстоятельств. Характер может измениться, а вот интровертированность — навсегда. Можно лишь сгладить углы. Но ломать природу — всё равно, что череп перекраивать. Невозможно сделать кульбит и превратиться из интроверта в экстраверта. Да и зачем?

Медленно, но верно

Интроверсия бывает обусловлена генетически. Например, мама предпочитает ленивые выходные — в тишине, под пледиком с книжкой полежать. И дочка такая же домоседка. Взаимодействуют они друг с другом гармонично.

Другой вариант — ребёнок-интроверт у родителей экстравертов. Маме, папе надо, чтобы всё вокруг искрило и огнями переливалось. День рождения дочке устраивают — аниматоры, караоке, приятелей целый мешок… Недоумевают: «Мы так старались, а она весь вечер на стуле просидела!»

Если экстраверты получают энергию от общения, то для интроверта — это дело затратное. Пытаясь загрузить такого ребёнка «по полной программе», можно перегнуть палку.

Правило взаимодействия с интровертом — двигаться медленно. Если предстоит какое‑то мероприятие, например поход в театр, то лучше прийти с ребёнком пораньше. Интровертам необходимо осмотреться. Они любят задавать вопросы. Это такие дети-почемучки. Так они пытаются преодолеть свою тревожность. Чем больше ответов получают — тем быстрее тревожность сдувается. Если от них отмахиваться, раздражаться, мол, «сам всё узнаешь» — тревожность разрастается. Интроверту требуется больше времени для привыкания.

Дети-интроверты вряд ли будут бегать с палками по двору, они предпочитают спокойные игры в одиночестве или в компании одного-двух друзей. Как правило, они более осторожны, сдержанны. Им некомфортно в незнакомой ситуации. Большое количество людей вокруг их утомляет.

На консультацию обратилась мама десятилетнего мальчика по поводу его рассеянности и того, что никуда не успевает. Сын после школы самостоятельно посещал кружок в доме творчества. Но после кружка… не торопился домой. Мама жаловалась: «Считает ворон, пропускает автобус! В итоге возвращается на час позже! Уже и не знаю, как с этим бороться…»

Когда мы стали работать, оказалось, что мальчик — интроверт. И после занятий в кружке, по его словам, он сидит на лавочке. Один. Почему? «Мне так нужно». Ему необходимо восстановиться, прежде чем залезать в переполненный автобус и продолжить коммуникацию. Он физически устаёт от общения — эмоциональная перегрузка.

«Поздоровайся как следует!»

Другой пример. На консультации отец искренне недоумевал по поводу усталости пятилетнего сына: «Он же весь день в саду играет! Какая усталость?» Но игра для ребёнка — деятельность ведущая. Флегматичный малыш может устать от игр так же, как взрослый от своей работы. И если не дать ему возможности отдохнуть — «сломается». Отсюда истерики, нервные срывы и другие соматические проявления.

Любое подкрепление при интроверсии намного эффективнее, чем негативные замечания. Иногда родители усугубляют ситуацию, ставя ребёнка в неловкое положение — стыдят за медлительность, неразговорчивость, «тугодумие».

Встретили на улице мамину коллегу. Шестилетний Ваня кивает головой и тут же отворачивается. Мама вытягивает его за руку, толкает в спину: «Поздоровайся как следует! Ты что, язык проглотил?»

Интроверты, действительно, бывают медлительными. Не стоит их подгонять: «Долго будешь соображать?» Не стоит и отвечать за ребёнка, например в кабинете у врача, если он собирается ответить сам. Чувствуете, что немного «завис», предложите поддержку: «Не возражаешь, если я дополню?»

Спиной к спине

Интроверты не рвутся быть популярными. Им не требуется толпа друзей, они вообще не спешат ими обзаводиться. И на вопрос: «Кого ты пригласишь на день рождения»? — могут растеряться.

Насильно подталкивать ребёнка к общению не стоит. Предложения «иди подружись с тем мальчиком, с той девочкой» дадут обратный эффект. Ребёнок начнёт испытывать больший дискомфорт, сомневаться в себе или максимально сопротивляться.

Интроверты «вычисляют» друг друга сами. Образно говоря, встречаются два таких человечка в «пузыре», чувствуют друг друга, но у каждого «пузырь» свой. Они могут молчать вместе, играть спиной к спине. Им так удобно! Могут встречаться на выходных, а в течение недели даже не созваниваться — они так дружат.

И, как правило, интроверты — преданные друзья, часто на всю жизнь. Они ненавязчивы, но если происходит какое‑то важное событие, требующее поддержки, ваш друг-интроверт будет рядом.

«Все хотят тусить, а я нет. Наверное, у меня депрессия?» Часто подросток-интроверт, не понимая, что с ним происходит, начинает циклиться на своём состоянии: «Я какой‑то не такой…» И буквально штудирует словарь психологических терминов, подбирая себе «диагноз». Важно вовремя уловить это состояние сомнения и дать ребёнку почувствовать: «Быть таким, как ты — нормально и здорово».

Яркий мир — внутри

Интровертов на самом деле много. По результатам некоторых исследований, от 30 до 50 процентов всех людей — интроверты. Просто экстраверты заметнее и громче. Они стремятся быть на виду. И создаётся ощущение, что мир принадлежит исключительно экстравертам. Но это не так. У интровертов может быть яркий внутренний мир. Они глубоко чувствуют, стремятся к самопознанию. Из них получаются хорошие аналитики, художники, психологи, репетиторы…

Шахматы, изостудии, музыкальные занятия, программирование, всевозможные хобби, требующие особых, а иногда специфических знаний — интроверту важно найти свою нишу, где ему будет интересно, комфортно и, самое главное — психологически безопасно.

Уважайте желание интроверта побыть одному. Не воспринимайте в штыки: «Ты что, даже с мамой посидеть не хочешь?!» Договаривайтесь, предлагайте: «Давай ты пятнадцать минут отдохнёшь сейчас, а потом мы пообщаемся». Интроверты ценят не поверхностное, а содержательное общение. Семейные ритуалы, совместные ужины, просмотры фильмов — ненавязчиво вытягивайте ребёнка из его укромного угла. Ему важно чувствовать себя частью семьи.

Каждый ребёнок — космос со своими звёздами. Не обесценивайте его. Узнавайте, принимайте, поддерживайте и просто любите за то, что он такой, какой есть. Быть собой — прекрасно.