«Фу, как матрёшка!»

– О приключениях Малыша и Карлсона знают все. Но это история ещё и про детское одиночество, – говорит Екатерина Пяткова. – Малышу не хватает родительского внимания, друзей, собаку – и ту не покупают… Что делает Малыш? Уходит в мир «странных» фантазий, которые взрослые принимают с трудом. Принять «странности» своего подростка ещё сложнее.

Подростковый возраст – период акцентуации характера, когда заостряются отдельные личностные черты. Раньше это было не так заметно, поскольку в раннем детстве больше рулил темперамент. А характер – это то, что формирует среда. Подросток становится очень уязвим. При этом к одним воздействиям он может быть устойчив, перед другими – беззащитен.

У подростков много предрассудков. Например, они могут отказаться носить вещи, которые кажутся им немодными.

«Я подарила ей такую красивую кофту на день рождения, а она заявила: «Бабская!» – жалуется мама на двенадцатилетнюю дочь. – Зато не вылезает из старого свитера. Все подружки в таких же, но её это не смущает!»

Бабушка сетует – каждый выход внука на улицу сопровождается часовыми сборами: «Пока не уложит чёлку – не вынесет мусор! Разве так ведут себя нормальные мальчишки?»

У «нелогичного» поведения есть объяснение. Всё это – ритуалы, которые помогают подросткам чувствовать себя защищённее. Макияж или «боевая раскраска» – тоже про защиту. «Фу, как матрёшка!» – спешит сделать акцент учитель. Родители в выражениях не стесняются: «Как чучело!». Одна мама даже фотографию дочки на консультацию принесла в качестве доказательства своей «правоты».

Да, макияж ярковат. Но девочка призналась, что, прежде чем выйти к доске, с неё «сходит семь потов». Макияж – маска, которую она сама рисует. И за которой прячет свой страх.

«Шут гороховый»

Практически у каждого странного поведения есть причина. Иногда подростком она может не осознаваться. А взрослые начинают продавливать из своего опыта, торопятся навесить ярлык.

«Шут гороховый». Наверное, в каждом классе есть такой ученик. Условно назовём его Саша. Не может спокойно слушать учителя, вставляет реплики, насмешки. Класс наблюдает: «Что дальше?» Саша доволен, что привлёк внимание одноклассников. Родители устали с ним бороться. На консультацию мама пришла в отчаянии: «Может, он, правда, ненормальный?»

Почему Саша ведёт себя так? Он самоутверждается. Это поведение ребёнка с многочисленными комплексами. Дети находят нишу, где чувствуют себя успешными. Когда‑то это получилось и у него: «О, ты крутой!» Одобрение, может, даже единичное, от одноклассников, и всё – Саша намеренно хочет насолить взрослым! Но родителей он не третирует. Значит, травмирующая ситуация произошла именно в школе.

Если не проработать проблему – Саша понесёт «опыт» по жизни. Станет вечным провокатором. А комплексы, которые наросли на детскую травму, будут лишь увеличиваться. Сказать, что Саша ненормальный? Нет. Нормальный. Но если всё оставить как есть: «Ну шут, и ладно. Не дерётся же!» – закрыть глаза на проблему и… оставить Сашу без помощи.

«Ты мне нужна!»

Часто родители действительно слишком заняты. Недавний случай – мама трудится на четырёх работах. Сын, по её словам, шумный и нервный: «Не ценит, что я в него вкладываю!» Оказалось, с сыном занимаются няни и репетиторы. Мамы физически почти нет рядом. Его истерики – попытка привлечь внимание и сигнал маме: «Ты мне нужна!»

«Плакса-вакса» – ещё одна стигма, которая относится не только к девочкам. Жалуются и на сыновей: «Чуть что – в слёзы!» Стыдят учителя, воспитатели: «Ты уже большой!» Детские слёзы не способен выносить тот взрослый, у кого самого с выражением чувств проблемы. Ответная реакция – отстраниться, больше критиковать и ругать.

Подростку тринадцать, находится под опекой бабушки. Артистичный, талантливый, но эмоционально неуравновешен. Состояние меняется резко – от веселья к слёзам. Педагоги недоумевают: «Нормально, что в тринадцать лет мальчик так выражает эмоции?» Да, если знать его историю… Тяжёлый развод родителей. Мама на фоне стресса заболела, ушла из жизни. Через какое‑то время папа захотел вернуть сына себе, а у мальчишки случился нервный срыв.

Оказалось, отец бил мать. Сына не трогал, но на жене вымещал недовольство – «не так воспитывает». Мама, по словам мальчика, просила никому об этом не говорить, особенно бабушке. И он все эти годы молчал, держал страхи в себе. И только когда узнал, что может вернуться к отцу, – его прорвало слезами.

Игра в куклы

Иногда за хлёсткими характеристиками неадекватного поведения нет попытки увидеть ребёнка. Что у него на душе? Почему так ведёт себя?

Девочке Оле двенадцать, не справляется со школьной программой. На комиссии – под вопросом «умственная отсталость». Начинаем разбираться – привезена опекуном, бабушкой, из соседней области. Мама больна алкоголизмом. Много лет бабушка с мамой не общались. Про внучку практически ничего не знала. А в семье между тем произошла трагедия…

После смерти мужа мама начала выпивать. Этим воспользовались мошенники – отобрали квартиру, переселили в тмутаракань. Шесть лет Оля была, по сути, предоставлена сама себе. Ей было не до учёбы, она выживала. Тяжёлая педагогическая запущенность – да, но не умственная отсталость. Увидев куклы у меня в кабинете, робко спросила:«Можно?» Сидела и играла. С наслаждением. Для кого‑то это тоже «странное» поведение – в двенадцать лет играть в куклы! Но из детства Оли, как из книжки, словно выдрана страничка, которую сейчас надо попытаться найти…

Ещё один вариант странного поведения – «непризнанные гении». Такие подростки обычно считают себя умнее других, открыто презирают сверстников: «Они глупые!» Стремятся быть в обществе взрослых. Могут часами «продвигать» идеи, говорить о звёздах, физических формулах и других нереальностях. Ближайшее окружение, ровесники вначале смотрят на них широко открытыми глазами, а потом начинают отталкивать. А «гении» начинают страдать и озлобляться.

«Я тебя понимаю…»

Подростковый возраст – период открытий самого себя. Возможно, подросток действительно знает чуть больше остальных сверстников. Но он видит изнутри только себя, а сверстников – нет. Как правило, эмпатия не развита. А родители часто ещё и подкрепляют несуществующую «гениальность».

В итоге, не умея коммуницировать с «глупыми» сверстниками, ребёнок начинает неправильно оценивать себя, принижает других. Конфликт разрастается.

Совет здесь один – не отгораживать от мира, а вводить в мир. Совместные чаепития, групповые игры, спортивные секции – дайте возможность коммуницировать с детьми. Иначе «гений» заберётся так высоко, что не захочет спускаться. Начнёт обесценивать учителей, переключится на родителей…

То, что подростки замкнутые – заблуждение. Каждый ищет понимание и сочувствие. Своим поведением и внешним видом подросток демонстрирует себя: «Вот я! Принимайте!» Главное – не оттолкнуть, обесценивая: «Ты, Вася, какой‑то странный…» Иногда достаточно просто побыть рядом, выслушать: «Я тебя понимаю…» Похвалите, сделайте комплимент, проведите вместе выходные.

Интересное исследование провели недавно учёные по поводу восстановления душевного баланса. Относится исследование и к подросткам. Оказалось, что дети, живущие вблизи зелёной зоны – на расстоянии не более километра, адаптируются в стрессовой ситуации быстрее и ведут себя «приличнее» сверстников.

Леса, парки несут успокоение и облегчают непростой период взросления. Отдых на природе – это то, в чём нуждается развивающийся мозг. Гуляйте больше! Прогулки по набережной, поездки на дачу – мы сами интуитивно тянемся к природе, ищем восполнение ресурсов. Поддержите и своего ребёнка. Может, пора уже сходить вместе в поход за новыми впечатлениями?