Он отметил, что Архангельский порт был и остается традиционным портом снабжения для большинства арктических проектов.

Виктор Иконников Михайлович, заместитель председателя Правительства Архангельской области (посередине)Виктор Иконников Михайлович, заместитель председателя Правительства Архангельской области (посередине)

— За девять месяцев грузооборот Архангельского порта по каботажным перевозкам увеличился на 15%, в целом по грузообороту – порядка 30%. Важно, что в завершении летней навигации успевают забросить необходимый груз на Сырадасайское угольное месторождение, — сказал Виктор Иконников.

Разведку и разработку одного из крупнейших в мире угольных месторождений — Сырадасайского, расположенного на полуострове Таймыр Красноярского края, ведет компания «Северная Звезда». Сегодня там идёт строительство нескольких объектов инфраструктуры, в том числе морского угольного терминала, дороги, вахтового поселка и других. По словам Сергея Наумова, заместителя начальника отдела логистики компании «Северная звезда», снабжение этого объекта идет через порт Архангельска по Северному морскому пути. В настоящее время часть груза уже доставлена морским транспортом в порт Енисей. Сегодня в порту Архангельска идет очередная загрузка судна.

— Судно выполняет третий последовательный рейс. Общая загрузка его составит порядка 5 тысяч тонн, — пояснил он. — Архангельский порт более распложен для перевалки генерального груза, в отличие, например, от порта Мурманска, специализирующегося на насыпных грузах — уголь, щебенка и так далее.

Основной груз на судне — отечественное оборудование для геологоразведки, которое на объект завозит компания «Росгеология». Ее специалисты в ближайшие пять лет будут проводить работы по уточнению запасов месторождения. Так, на данный момент в пределах Сырадасайского месторождения разведаны, оценены и утверждены запасы каменного угля, общим объемом 130 млн тонн. По словам начальника центральной буровой партии компании «Росгеология» Сергея Кнышева, геологи будут выполнять колонковое бурение скважин с отбором керна, чтобы изучить геологическое строение угольных пластов, площади их распространения и условий залегания, а также оценить качественные характеристики каменного угля.

Сергей Кнышов, начальник Центральной буровой партии компании «Росгеология»Сергей Кнышов, начальник Центральной буровой партии компании «Росгеология»

— Общий объем бурения разведочных скважин на этапе 2022–2026 годов составит 60 тысяч метров. Первый этап — в районе 12 тысяч метров на двух участках — Лемберовской площади и на Сырадасайском, — рассказал он. — Для этих целей нам необходима техника, которая сможет обеспечить выполнение всего комплекса работ. После введения санкций, мы перешли на технику отечественного производства. Например, на заводе Алтая под наши цели специально доработали гусеничный вездеход — снегоболотоход с краноманипуляторной установкой. Приобретены также четыре бульдозера-болотохода челябинской компании.

А еще буровые установки, две дизельные электростанции, вагоны-дома, резервуары для воды и ГСМ, буровой инструмент, запчасти и многое другое. Вся закупленная техника была привезена на складские помещения Соломбальского терминала порта Архангельск. По словам его директора Михаила Толстикова, у терминала 80 га своей территории, заточенных именно для размещения и работы с грузами.

Михаил Толстиков, директор Соломбальского терминала порта Архангельск Михаил Толстиков, директор Соломбальского терминала порта Архангельск

— Сегодня от нас зависит весь комплекс услуг, начиная с перевалки и заканчивая комплектацией и теплым хранением грузов, — сказал он. — Снабжение месторождений — это наша специализация. Всю летнюю навигацию были полностью заняты три причала. Показатели этого года по перевалке грузов к уровню предыдущего года плюс 7 процентов. К концу года мы ожидаем около 500 тысяч тонн именно генеральных грузов. 11 ноября под погрузку встает следующее судно.

По словам капитана судна Александра Блохина, на погрузку у них шесть дней.

Александр Блохин, капитан судна Александр Блохин, капитан судна

— Наше судно ледового класса, специально предназначено для работы в полярных условиях, в том числе оборудовано специальными кранами, чтобы выгружать грузы в необорудованных портах на баржи или берег. В порту Архангельска все приспособлено для погрузки грузов — есть необходимая техника, докеры квалифицированные, делают правильную укладку и крепления, грузы для них привычные.

Как отметил Виктор Иконников, недавно порт Архангельска приобрел новый кран, чтобы еще больше повысить эффективность работы и продолжать качественно снабжать арктические проекты.

— На площадках, где сегодня обсуждаются арктические проекты, не говорится об их остановке. Более того, есть посылы, что проектам необходимо ускоряться. Это все внушает оптимистичные перспективы по грузообороту нашего порта. Кроме того, в сентябре этого года федеральным правительством было принято решение о расширении механизма субсидирования каботажных перевозок по Северному морскому пути. Порт Архангельск был в сентябре включен в перечень портов, перевозки через которые субсидируются. Мы сейчас работаем совместно с Минвостокразвитием о дальнейшем расширении этого механизма поддержки – расширить типы судов, чтобы максимально возможное количество грузоперевозчиков могло получать эту поддержку. Это будет дополнительным стимулом роста объемов перевозок по Северному морскому пути, и, соответственно, загрузке нашего порта.