– Надежда Ивановна, вы много раз говорили, что отражение состояния экономики региона — это его бюджет. Какую картину отражает бюджет Архангельской области на 2023 год? Каковы его основные параметры и их динамика в сравнении с бюджетом уходящего года?
– Несмотря на всё, что происходит вокруг, бюджет Архангельской области на 2023 год можно назвать умеренно оптимистичным. И этот оптимизм отнюдь не напускной, мы не стараемся приукрасить действительность. Напротив, при формировании бюджета мы изначально ставили перед собой цель — учесть все возможные риски, вызванные и ситуацией в экономике региона и страны, и прогнозируемые последствия санкционного давления. Тем не менее прогнозируемые доходы бюджета области в 2023 году составят 129,5 млрд рублей. Это на 3,37 млрд рублей, или на 2,7%, больше по сравнению с основными характеристиками бюджета 2022 года. Расходы же составят немногим меньше 143,15 млрд рублей — это на 3,7% больше, чем в 2022 году.
– То есть дефицит бюджета сохранится?
– К дефициту бюджета надо относиться как к признанию того факта, что нам не хватает средств на решение всех проблем области за один финансовый год при условии сохранения ещё и текущих расходов. Разве это не так? Так, разумеется. Другое дело, из каких источников этот дефицит закрывается. В нашем случае это бюджетные кредиты, которые мы получаем из федерального минфина. Это отнюдь не те коммерческие кредиты, которые мы брали 15 лет назад… Ставка по ним существенно ниже. Поэтому я не делала бы из дефицита бюджета трагедии. В конце концов, он с нами был всегда.
– Вы упомянули о последствиях санкций. Как их ощущает Архангельская область?
– Ограничения во внешней торговле, пришедшие к нам с вводом санкций, отразились на одной из системообразующих отраслей экономики — ЛПК. Одним из ключевых рынков сбыта для наших лесопереработчиков всегда были страны Евросоюза. Сегодня экспорт российского леса и продукции деревопереработки на Запад невозможен. Тем не менее ни одно производство в Архангельской области не остановлено.
Здесь мы не можем не отдать должное руководителям наших лесоперерабатывающих предприятий, ЦБК, которые оперативно начали искать не только альтернативные рынки сбыта, но и заново выстраивать цепочки поставок запчастей и расходных материалов, работать над импортозамещением в этой сфере. Безусловно, последствия санкций ощущают на себе и другие отрасли: торговля, сфера обслуживания и услуг. Однако постепенно и они находят, чем заполнить освободившиеся ниши. И делают это так, чтобы максимально сгладить последствия для потребителей. Последние годы, это уже очевидно, показали бизнесу, насколько важно быть гибким. Стойкости нас научила пандемия. Сегодня этот опыт приносит свои плоды.
– Тем не менее вы сказали, что в будущее финансовые власти региона смотрят с оптимизмом. На чём он базируется?
– С умеренным оптимизмом, поправлю вас. На самом деле не все отрасли экономики области страдают от санкций. Есть и те, кто показывает рост. Это прежде всего добыча полезных ископаемых и машиностроение. Более того, от них мы ожидаем не только роста прибыли, но и увеличения инвестиционных затрат, что говорит о том, что в будущее с оптимизмом смотрит не только власть. Эта ситуация, на мой взгляд, очень хорошо иллюстрирует результат той работы, которую мы вели на протяжении последних десятилетий, — работу по диверсификации экономики Поморья. Сегодня это не только и не столько доска и треска. Это целый набор высокотехнологичных отраслей, ориентированных на самые разные рынки и их ниши. Это вторая причина стойкости нашей экономики, если говорить о её системообразующем сегменте.
– Вы сказали, что крупный бизнес в Поморье не намерен сворачивать инвестиционные проекты. А как насчёт бюджетного сегмента? В бюджете области есть такие расходы?
– Да, бюджетные инвестиции в 2023 году никуда не денутся, равно как и традиционные направления для вложений. Это строительство дорог, детских садов и школ, целый ряд проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры областного центра. Бюджетные инвестиции, помимо очевидных результатов, дают и опосредованные. Ведь вкладывая средства в строительство, ремонты, мы стимулируем целый ряд других отраслей, создаём рабочие места и налоговую базу. Поэтому такие расходы — это ещё один важный инструмент поддержания экономики региона в тонусе.
– А что касается непосредственно социальных расходов казны — пособий и выплат, предусмотренных областным законодательством? Они тоже защищены?
– Им, поверьте, ничто не угрожает. Областное законодательство сегодня регламентирует широчайший инструментарий социальной поддержки северян. Это как адресная помощь, так и та, которая касается целых слоёв населения. И все требуемые расходы на реализацию этих полномочий при планировании бюджета нами учтены в полной мере.
– Значит ли всё это, что Архангельская область не нуждается в поддержке федерального бюджета?
– За последнее десятилетие регион сделал огромный шаг вперёд в части качества финансового администрирования, прозрачности бюджета, качества работы с налогоплательщиками. Об этом говорят не только цифры и осязаемые результаты работы областного правительства, но и отношение к нам со стороны федерального минфина. Тем не менее областной бюджет продолжит получать поддержку от Федерации. Она направляется и на финансирование федеральных полномочий, переданных на областной уровень, и на компенсацию потерь, вызванных межбюджетными отношениями, и на дофинансирование тех расходов, необходимость которых диктуют время и ситуация. Точно так же было и в пандемию. Поэтому опасаться того, что нас бросят в трудный момент, если он настанет, не стоит. С федеральным правительством, во многом благодаря роли губернатора Александра Цыбульского, нас связывают добрые, партнёрские отношения. И я уверена в том, что вместе мы преодолеем все трудности.