Об этом и не только говорим в студии программы «13 этаж». Гость — Александр Майоров, директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска.

— Александр, что сделано за 2022 год, какой финансирование было по нацпроекту?

— В этом году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» удалось отремонтировать 13 объектов, было заключено два муниципальных контракта. Из них 3 объекта было выполнено так называемым «ремонтом картами», и 9 объектов выполнено по проектной документации. Исходя из конкурсных процедур, у нас образовалась экономия, и нам удалось ещё в начале сезона сделать подъезд на Кузнечихинский мост. Это как раз 13 объект. Всего было выделено прядка 450 миллионов рублей, что где-то 12,5 километров. По контракту, который был выполнен "картами", мы достаточно оперативно справились, также подъезд на Кузнечихинский мост. А вот 9 объектов, которые были под подрядной организацией АГСУМ, то она сорвала сроки выполнения работ. Но в целом нам удалось сделать основные виды и объемы работы — это дорожное покрытие, тротуары, установить дорожные знаки, на ряде объектов выполнить нанесение дорожной разметки.

— АГСУМ не рассчитал свои силы, в чем была основная проблема?

— Да, они не рассчитали свои силы. Они взяли большой объем работ, с которым не справились.

— Так и конкурс был объявлен один. Почему было не объявить несколько конкурсов в несколько лотов, чтобы заявились разные подрядчики?

— У нас было разделение на работы "картами" и проектные работы. В следующем году мы планируем разбить работы, которые связаны с проектно-сметной документацией, на два лота для того, чтобы как раз учесть истории этого года.

— На 2023 год примерный список объектов для ремонта есть. Как он составлялся, исходя из каких приоритетов?

— Да, у нас на сегодняшний день предварительно определены объекты. Исходили мы из состояния дорожного покрытия, из обращения граждан, которые к нам поступают, из протяженности участков и финансирования. Финансирование также определено в пределах этого года, то есть порядка 450 миллионов рублей.

— А какие адреса?

— Это Гагарина и Маймаксанское шоссе из значимых.

— В этом году удалось привлечь дополнительное финансирование, кроме средств нацпроекта?

— В этом году правительство области нам довело денежные средства, и у нас получилось отремонтировать улицы Стрелковая и Павла Усова. Внутри городского бюджета, после проведения конкурсных процедур у нас на некоторых объектах образовалась экономия, и нам удалось частично сделать улицу Володарского — от набережной до Троицкого, там был проблемный участок.

— А что касается тротуаров и внутридворовых проездов?

— В этом году у нас были предусмотрены средства городского бюджета на ремонт внутридворовых проездов. И в течение года области также получилось довести нам средства. Таким образом было 50 миллионов из городского бюджета и столько же из областного. Получилось выполнить порядка 50 объектов. Для сравнения, в прошлом году у нас было порядка 27 объектов, но и финансирование было ровно в половину меньше. На следующий год в городском бюджете у нас уже предусмотрены 50 миллионов рублей на ремонт проездов во дворах. Что касаемо тротуаров, то в этом году у нас был пилотный проект. Удалось на ключевых объектах их подремонтировать, привести в нормативное состояние. Один из ключевых — это вдоль Московского проспекта: от Смольного Буяна до Павла Усова, также на Троицком проспекте.

— Если опасения, что финансирование на следующий год уменьшится?

— Мы смотрим в 2023 год с оптимизмом. Что касается нацпроекта, то у нас деньги — порядка 450 миллионов рублей, уже предусмотрены. На дворовые территории предусмотрены, поэтому мы смотрим с оптимизмом.

— Какая работа над ошибками будет проведена, будет сохранен комплексный подход к ремонту территорий?

— Да, мы смотрим комплексно на развитие территории. Если вы посмотрите на этот год, то где мы сделали тротуары со стороны Московского проспекта, сделали улицу Смольный Буян и улицу Стрелковую, то получается что замкнули некий сектор. Естественно, мы подходим комплексно к выбору участков ремонта и в следующем году.

— Какой был самый сложный объект в этом году?

— В этом году порядная организация АГСУМ выполняла ремонт основной дороги на подъезде к поселку Турдеевский — порядка 1,5 километра, более 65 миллионов рублей. Там был выполнен достаточно большой объем работ: два слоя асфальта положили, удалось сделать тротуары, установить дорожные знаки. И мы видим обратный положительный отклик граждан.

— Есть проблемы, которые связаны с инфраструктурой. Например, отсутствие ливневой канализации. Мы знаем по многим адресам, в том числе на уровне губернатора, обсуждалась ситуация. Например, по улице Маяковского. Как быть с лужами?

— Естественно, при разработке проектно-сметной документации и производстве работ, мы понимаем, что на этом участке есть дренажно-ливневая канализации, а здесь ее нет. Исходя из этого мы так и проектируем — где-то предусматриваем уклон в газон, где-то уклон в канализацию. Да, есть такая проблема, сейчас идет обсуждение  возможности её модернизации. Но пока мы исходим из того, что в рамках ремонта по нацпроекту выполнение работ на дренажно-ливневой канализации не предусмотрено.

— Безопасность дорог — это ведь не только новый асфальт, но и разметка, и пешеходные переходы, и цифровизация. Предписаний ГИБДД стало меньше?

— Да, мы видим положительную динамику.

— Общественный контроль тоже проверяет участки дорог, какие замечания?

— Мы встречались с коллегами общественниками, те замечания, которые они высказывают, мы стараемся сразу же, в моменте производства работ устранять.

— Улицу Серафимовича в этом году фактически создавали заново. Там были отрезки, где был слой грунта, где-то плиты. Подрядчику пришлось приложить не мало усилий для её ремонта. А в следующем году есть такие проблемные объекты?

— В следующем году это улицы Котласская, Советских Космонавтов. Мы когда ставим такие проблемные участки в план ремонта, особенно на них обращаем внимание.