Выставка расскажет о различных способах крашения и украшения тканей набойкой, об истории развития промысла, о секретах мастеров и о возрождении набойки в ХХI веке. Как отмечают организаторы выставки, в Каргополе создана внушительная коллекция реконструкций костюма, и накоплен огромный массив материала по красильному промыслу, который будет представлен на выставке.

— Почти сто лет о мастерстве кубовой набойки в России никто не вспоминал, — отмечает член Союза художников России Елена Дикова. — Ее образцы изучали искусствоведы и музейные работники, но она перестала быть живым ремеслом. Мастера умерли, а секреты составов красителей были утеряны. Однако в начале XXI века усилиями исследователя Галины Федоровой из Владимира в сотрудничестве с Каргопольским музеем произошло возрождение набоечного промысла.

Утраченная в XX веке традиция и вновь обретенная в ХХI веке продолжилась в творчестве художницы Елены Диковой.

— Очень интересно было проживать историю заново, набивать и красить, как это делали мастера два века назад, — говорит мастерица.

В содружестве с архангельским модельером Николаем Терюхиным появились и коллекции «Каргопольские диковинки», демонстрирующие органичное сочетание народных традиций и современность. На выставке будут представлены четыре костюма, ткани для которого в технике кубовой набойки выполнила художница Елена Дикова.

Ткани, выполненные в технике кубовой набойки.Ткани, выполненные в технике кубовой набойки.

К слову, в собрании Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея есть внушительная коллекция из кубовой набойки: сарафаны и юбки, скатерти и рубахи. Сарафаны носят народные названия по способу окрашивания ткани: «синельники» и «троекрашенники», «набоешники» и «кубовики», «набивальники» и «печатники». Также будут представлены скатерти и юбки, набойные доски для масляной и кубовой набойки.

Центральное место на выставке займет уникальный макет «Красильни», выполненный специально для этого проекта.

— Такого макета нет ни в одном собрании музеев России, — отмечает Елена Дикова. — Выглядит он как деревянный дом, в котором расположена красильня. Там будет представлена вся технология, только в маленьком масштабе.

Кстати, как рассказала мастер, при создании кубовой набойки использовали цвет «индиго», поэтому ткань всегда получалась только синего цвета, а саму краску .  везли в Россию с Востока. 

— На Русском Севере была широко распространена кубовая набойка. Емкости для краски и сам раствор называли кубами, а изготовленную набойку — кубовой. Согласно статистическим данным по Русскому Северу, в конце ХIХ — начале ХХ века в Архангельской губернии насчитывалось 35 набойных мастерских, а в Олонецкой губернии — до 57-ти. Известно, что в Каргопольском уезде существовало 23 «красильни», — написала Елена Дикова.

Одним из знаменитых красильщиков Каргополья был мещанин Степан Дмитриевич Блохин. Его первая мастерская, в которой он начал свой промысел, находилась в городе Кириллове Новгородской губернии. История сохранила имя еще одного известного красильщика Якова Ивановича Малькова, У него было несколько красильных заведений, в Кенозерской волости Пудожского уезда. На Каргополье красильный промысел широко бытовал с середины и до 1930-х годов.

С более подробной информацией о выставке можно ознакомиться по ссылке.