Как сообщили в государственном архиве Архангельской области, место, которое в настоящее время занимают Петровский парк, Петровский сквер, здание Архангельского драмтеатра и 4-й школы, является мысом Пур-Наволок, местом первого расположения Михайло-Архангельского монастыря, давшего название городу Архангельску.

В качестве места отдыха горожан территория эта использовалась еще с 1860 годов. В летнее время (с 1 мая по 1 ноября) городская управа нанимала караульщика «для соблюдения чистоты и должного порядка» в Гагаринском сквере, по крайней мере в 1871 году такой был.

Однако горожане не сразу восприняли идею сквера, периодически превращая его в место выпаса домашнего скота. Так, из рапорта члена городской управы Амосова от 28 сентября 1881 года видно, что «в Гагаринском сквере, по бульварам и в других огороженных местах бродит домашний рогатый скот, коровы и лошади... ломают перила и загороди, столбики, грызут листья и ломают деревья». Амосов просил своих коллег обратить на это внимание и запретить горожанам производить выпас скота в сквере.

Местные предприниматели, тем не менее, оценили потенциал территории. Они стали брать в аренду сквер (как правило, вместе с Александровским садом), где начали «устраивать буфеты, кегли, качели, фейерверки и иллюминацию и, в зимнее время, горы и каток». Крестьяне, в свою очередь, брали подряды на сенокошение в сквере, тем самым, во-первых, способствуя поддержанию его в порядке, во-вторых - получая корм для рогатого скота.

Представители власти стремились расширить благоустроенную территорию в центре города. Так, например, 9 мая 1886 года полицмейстер Ахвердов сообщил городской управе, что он имеет «возможность приобрести средства на разведение сквера у церкви Архангела Михаила, на земле, принадлежащей городу...». Благодаря его инициативе, поддержанной городской думой и управой, Гагаринский сквер получил свое приращение: «начиная от бывшей ограды Михайло-Архангельской церкви до Соборного рва».

1 ноября 1893 года городской голова обратился к гласным думы с предложением: «Имею честь предложить на обсуждение городской думы, что я нахожу крайне необходимым... устройство и расширение скверов Гагаринского и около Михайло-Архангельской церкви с новыми оградами...», причем средства на это благоустройство он предложил получить путем дополнительного обложения экспортеров леса, который вывозился через Архангельский порт.

В летнее время в Гагаринском сквере действовал летний театр, привлекавший горожан своими представлениями. Это не могло не вызывать опасения настоятелей окрестных церквей за морально-этический облик прихожан. От них в городскую думу периодически поступали ходатайства о прекращении представлений: «Особенно не допустим театр в сквере потому, что здесь ранее было кладбище монастыря, находящегося у нынешней Михайло-Архангельской церкви. Когда осушали сквер и рыли канавы, строили театр, то находили кости и черепа человеческие». Под напором верующих с одной стороны и артистов с другой, городское управление то принимало решение о закрытии театра, то вновь объявляло об открытии сезона. Последний перед революцией контракт между Архангельской городской управой и «Софьей Абрамовной Бердишевской по сцене Светловой» о передаче ей в арендное содержание принадлежащего городу летнего театра в сквере «сроком с 1 мая по 1 октября сего года» был заключен 11 января 1917 года.

В сквере у Михайло-Архангельской церкви с 1877 года стоял домик Петра Великого, перенесенный сюда из упраздненной Новодвинской крепости. В 1934 году он был перенесен в Москву, в музей-заповедник Коломенское. Здесь же в 1914 году был установлен и памятник Петру I работы М.М. Антокольского.

Сегодня мы можем представить себе, как выглядело это место, какие постройки возводились на территории площади, сквера и парка, благодаря архивным документам.