Его историю рассказала «Правда Севера».

Первые три года Павел занимался с детьми бесплатно, а сегодня берёт символическую плату, которую, по его словам, тратит на покупку инвентаря для занятий. Мы спросили Павла, зачем ему эти занятия…

– Прежде всего, что означает здоровый образ жизни для вас, Павел, и как вы пришли к этому пониманию?

– Для меня всё началось с желания уметь постоять за себя. Сначала мотивацию давали киногерои. А на тренировках повторял то, что видел в фильмах.

– Самостоятельно?

– Самостоятельно. Но родители меня поддерживали. Обращались к сварщикам, те варили разные конструкции для меня, всё это крепилось на даче. Отец помогал делать тренажёры, мама сшила грушу и боксёрские перчатки. Потом я попал под крыло моего школьного учителя Александра Николаевича Бойчука, который стал меня тренировать и которому я очень благодарен за участие в моей жизни. Кстати, Александр Николаевич до сих пор работает в нашей сийской школе, занимается военно-патриотическим и физическим воспитанием ребят. После наставничества Александра Николаевича, где бы я ни находился, я всегда занимался своим физическим здоровьем.

– Но физическими тренировками вы не ограничились?

– Да. При этом понимание, что такое здоровый образ жизни, у меня складывалось очень постепенно, и я выработал свою систему, читая специальную литературу, общаясь с людьми, которые так же занимались саморазвитием, и прежде всего прислушиваясь к своему собственному телу все эти годы. Я знакомился с разными боевыми искусствами, так как мне это было интересно, но никогда не был привержен одному стилю, я выхватывал из разных стилей то, что было для меня самым ценным, — прежде всего то, что можно использовать на практике в целях самозащиты. При этом параллельно с боевыми искусствами я стал изучать психологию, так как ещё в школьные годы столкнулся с такой проблемой, как страх в реальных уличных ситуациях, и стал задумываться над этим. Отсюда всё и пошло. Сегодня я считаю: если ты занимаешься только физподготовкой, это неполноценно. Необходима внутренняя работа над собой: чистый ум, умение владеть своими эмоциями, умение не допускать ненужных мыслей, умение сосредотачиваться, концентрироваться. Всё это я передаю сегодня детям.

– Когда вы стали не только тренироваться, но и тренировать?

– Ещё когда я учился в 10–11 классах, я проводил тренировки по рукопашному бою для сверстников. В армии, в ВДВ, практиковал инструкторскую деятельность. А когда после армии переехал жить к родственникам в Харьков, увлёкся кроссфитом и работал некоторое время в дополнение к основной работе тренером в этом направлении, затем вёл занятия по самообороне для взрослых… Когда в 2016 году вернулся с семьёй в Сию, тоже сначала думал, что увлеку здесь кроссфитом взрослых и будем вместе тренироваться, но не пошло: парней, которые пробовали, хватало только на первые тренировки. А вот у детей появился интерес к тому, что делаю. Я выходил тренироваться на стадион нашей школы, и дети подходили, расспрашивали… Так и сложилась моя первая группа.

– Почему для вас оказалось недостаточно жить своим обычным укладом?

– В Сие у меня две основные работы, одна из них — в пожарной службе. Так получается, что вокруг меня собираются люди, готовые меняться, и люди так же, как и я, заинтересованы в том, чтобы создать для этого условия: например, сейчас мы занимаемся в Сийском Доме культуры, нам предоставляют помещение бесплатно.

Сейчас за детьми подтянулись и взрослые. Ко мне стали подходить родители, бабушки-дедушки: кто‑то хотел избавиться от болей в спине, кто‑то — изменить «ленивый» образ жизни. Я стал помогать им составлять индивидуальные программы тренировок и в итоге стал вести, помимо детской, ещё группу здоровья для всех желающих. На эти занятия сейчас приходят самые разные люди от 6 до 65 лет. И я рад, если кому‑то помогаю встать на созидательный путь здорового образа жизни.

– А как удаётся совмещать эти тренировки с работой, с семьёй, ведь это и масса времени, и психоэмоциональные затраты?

– Я просто делаю то, к чему лежит душа. А человек всегда находит время на то, что ему нравится, и энергия, потраченная на любимое занятие, заряжает так, что не чувствуешь усталости.

– Какая мотивация заниматься в вашей группе у детей? В этом возрасте они обычно не думают о пользе здорового образа жизни.

– Сейчас у меня занимаются дети и подростки с 7 до 12 лет, больше подростков, которые пришли сами. Костяк группы — человек десять. Детей младшего возраста чаще приводят родители: мальчиков, когда, по мнению родителей, им не хватает мужских качеств, девочек, чтобы развить у них гибкость, так как я делаю упор на растяжку, считаю её очень важной для здоровья и надеюсь, что когда‑нибудь растяжка войдёт у людей в привычку, такую же, как почистить зубы.

До пандемии я занимался с детьми рукопашным боем. Те, первые, ребята уже повзрослели, многие уехали из Сии, чтобы получить образование, и сейчас я набрал новую группу детей, уже на современный мечевой бой, так как направление новое, необычное, увлекательное. Но эти занятия, как и занятия рукопашным боем ранее, я сделал универсальными. Считаю своей главной задачей — научить ребят действовать в самых разных стрессовых ситуациях в жизни и не быть равнодушными, если кому‑то требуется помощь.

– Почему такое внимание отработке навыков самозащиты?

– Потому что увидел, как многие дети сегодня не знают даже элементарных правил безопасности, а некоторые знания им, оказывается, трудно применить. И эти умения у детей нарабатываются только практикой, только постоянными тренировками с разыгрыванием ситуаций, которые могут случиться в реальности. Только тогда это «записывается на жёсткий диск».

– А с какого возраста, по‑вашему, стоит этому обучаться?

– У меня сыну ещё нет трёх лет, я уже с ним занимаюсь. Но это, конечно, происходит не так: «Начинаем тренировку, надевай перчатки — боксируем!» Всё происходит в игровой форме. И, естественно, он смотрит на меня. Когда у меня есть свободная минутка, сажусь на гимнастический коврик, делаю растяжку и заметил, что сын уже пытается вставать рядом и делать так же, как я. И ничего, что он пока только имитирует…

– Планируете сделать эти занятия с детьми делом жизни?

– Хотелось бы, потому что это то, что даёт мне энергию, а не забирает её, и я считаю эти занятия важными для будущего этих детей, для того, что они выросли здоровыми, мыслящими людьми.