Напомним, что Лойгинская узкоколейка была открыта в 1947 году, в 1960-х её передали созданному леспромхозу, а потом она находилась в собственности компании «Верховажьелес», которое входит в группу компаний «Вологодские лесопромышленники».

В 2022 году УЖД выставили на продажу. Как тогда рассказали ИА «Регион 29» в пресс-службе группе компаний «Вологодские лесопромышленники», решение о реорганизации обособленного подразделения в посёлке Лойга, и, соответственно, ликвидации узкоколейки было плановым. Предполагалось, что весь процесс разбора дороги будет постепенным. Сначала разберут ответвления (усы), а центральная магистраль дороги будет сохранена до середины 2023 года.

Однако жители посёлка Лойга в конце января увидели тяжелую технику, направляющуюся к УЖД, и перегородили ей дорогу снегоходами. Как рассказал ИА «Регион 29» житель поселка Лойга Алексей, усы узкоколейки начали разбирать с конца октября 2022 года, а 30 января 2023 года тяжелая техника направилась к центральной магистрали дороги непосредственно в посёлке.

— Этой дорогой пользуется всё местное население, — рассказывает Алексей. — Особенно осенью и весной в распутицу. Местные предприниматели по ней завозят продукты питания. Мы груз-200 по ней везем до Устьян. А это путь туда — на вскрытие, если требуется, и обратно. Это единственная возможность добраться до населённых пунктов Кизема, Сулонга, Лесной. Есть зимник Лойга — Кизема, но весной и осенью там не проехать. Вопрос о круглогодичной дороге в Лойгу стоит остро не один десяток лет. Сейчас вологодское предприятие пытается отсыпать дорогу до Лойги, но это бесполезное занятие — весной там будет не проехать. Мы не понимаем, почему ранее достигнутые договоренности о частичном сохранении дороги нарушаются, — сказал он.

Как пояснили в пресс-службе группы компаний «Вологодские лесопромышленники» со ссылкой на директора дивизиона лесозаготовки «ВЛП» Константина Рогатых, каких-либо пассажирских перевозок и грузов населения по узкоколейке не осуществляется, а её демонтаж — мероприятие плановое.

— Ранее транспортировка лесопродукции по УЖД была единственно возможной. Сейчас с учетом актуального набора лесфонда этот логистический путь не удовлетворяет требованиям безопасности, и не обеспечивает подъезды к месту производства работ (лесозаготовке). Вблизи УЖД лесные ресурсы истощены. И поскольку УЖД больше не эксплуатируется, а значит и не поддерживается нами в рабочем состоянии, — сказал он.

В компании отметили, что для обеспечения жизнедеятельности поселка Лойга совместно с руководителями администраций поселения и района принято решение о строительстве дороги. 

— Была разработана дорожная карта по устройству проезда между поселками Кизема и Лойга. На данном этапе подписано соглашение о строительстве дороги круглогодичного пользования между названными населенными пунктами. Данная дорога будет находиться на балансе администрации округа. Параллельно запланирован демонтаж узкоколейной железной дороги, которая принадлежит АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники». УЖД является производственной и технологической, соединяет промышленную базу с участками лесозаготовки. Каких-либо пассажирских перевозок и грузов населения по ней не осуществляется.

Отметим, что сегодня на avito выставлен на продажу узкоколейный тепловоз за 5 миллионов рублей.