Есть потенциал
Архангельской областью Владимир, по собственному признанию, «заболел» полтора года назад, когда
впервые попал в Каргополь, Плесецк,
Мирный, Онегу и Ворзогоры. Свои поездки Владимир планирует на время отпуска и праздников, это помогает разнообразить привычный ритм работы в офисе. Как признался Владимир, Россию он начал открывать
для себя в период пандемии, когда
закрылись границы и люди начали массово
путешествовать по стране. Например, в мае прошлого года он посетил
Поморье и прошёл 300 километров вдоль берега Белого моря на
поморском карбасе. Его потрясла динамика
приливов и отливов, которая достигает, порой, более 10 метров. По мнению Владимира
Шаталова, Архангельская область сильно
недооценена с точки зрения туристического
потенциала.
— С точки зрения логистики Архангельская область очень удобный регион, — рассказывает Владимир Шаталов, — до неё можно добраться в течение полутора часов самолётом из Москвы или Санкт-Петербурга. Также существует достаточно комфортная трасса М-8. Люди едут в Архангельск специально, так как транзитом через него никуда особо не проедешь. Мы много слышим о Карелии, ездим в сторону Полярного круга, в сторону Мурманска, Териберка, остров Рыбачий, остров Средний. Могу сказать, что Архангельская область не уступает с точки зрения достопримечательностей и той красоты, которую вы здесь можете посмотреть.
Точка на карте
В прошлом году Владимир побывал с друзьями также в национальном парке «Онежское Поморье» и остался под большим впечатлением.
– Это конец цивилизации. Я люблю обозначать на карте некие точки для посещения, просто увидев какую-то красивую фотографию, либо если это какая-то труднодоступная локация. И одной из таких точек как раз были национальный парк «Онежское Поморье» и деревня Летняя Золотица. Наш поход проходил по населённым пунктам Летнего берега и частично мы захватили Онежский берег. Мы посетили такие города и деревушки, как Летняя Золотица, Пертоминск, Яреньга, Лопшеньга, Пушлахта. Дорог на Онежском полуострове нет от слова совсем, ближайшая дорога заканчивается в населённом пункте Луда. Соответственно, в Летнюю Золотицу можно добраться по морю в летнюю навигацию, либо на самолёте, который летает из аэропорта Васьково.
Кстати, с малой авиацией на русском севере у Владимира сложились особые трепетные отношения.
— Помните фильм «Афоня», когда главный герой в конце хотел куда-нибудь улететь? Большинство малых аэропортов России представляют из себя именно такое старое, деревянное здание. Исключением в нашем путешествии был разве что аэропорт Васьково, откуда началось путешествие. Раньше там располагалась военная база, а сейчас там только малые самолёты, вертолёты. В любом городе России есть основные аэропорты, такие как, например, Внуково и Шереметьево в Москве. Аэропорт Васьково можно сравнить с Чкаловским аэропортом в Москве — туда трудно добраться. В зимнее время самолёты «переобувают» на лыжи, летом они на колёсиках. В межсезонье, когда аэропорт не может принять самолёт, летают вертолёты Ми-8. Потому что это реально единственный способ попасть в ту или иную деревушку. То есть, если до Соловков самолёты летают четыре раза в неделю, в Летнюю Золотицу два раза в неделю, а есть населённые пункты, куда самолёты летают всего четыре раза в месяц. Нужно заранее бронировать место. Досмотр тоже уникальный — по большому счёту, всё что ты берёшь с собой, на том ты в самолёте и сидишь. Самолёт Ан-2, на котором мы летели, по большому счёту, это обычная маршрутка, которая вмещает в себя не более 10-12 человек. По пути в Летнюю Золотицу мы сделали несколько посадок, высадили людей в Пертоминске, в Лопшеньге, а Летняя Золотица была «конечной» остановкой нашей летающей маршрутки.
Когда путешественники сели в Летней Золотице, их поразило отношение жителей деревни к прилету самолета — для них это всегда важное событие.
— Для каждой деревушки прилёт самолёта — это маленький праздник, — продолжает Владимир Шаталов. — Люди бросают все дела и идут встречать самолёт. Кто-то обои новые привёз, кто-то стиральную машину, кто-то яйца, — иронизирует Владимир Шаталов. — Что мне нравится в подобных местах, что там совсем нет связи. Есть определённые места, например, офис заповедника «Онежское Поморье», где нам удавалось поймать Wi-Fi и хоть как-то связаться с большой землёй. У многих людей здесь есть домашние телефоны, они по ним звонят друг другу, но мобильная связь пока не работает.
По островам и маякам
В Летней Золотице туристам удалось достать снегоходы и исследовать окрестности полуострова.
- Основные достопримечательности сконцентрированы на Летнем берегу, в частности, вокруг деревни Пушлахта, — рассказывает Владимир Шаталов. — Наша дорогая пролегала по побережью, вдоль Онежской губы Белого моря. Первой точкой маршрута была деревня Конюховка, точнее то, что от неё осталось. Мы периодически бываем в гостях у Фёдора Конюхова, и он подтвердил, что эта деревня является его малой родиной, в которой жил его отец Филипп Конюхов. Посетили мы и поклонный крест, установленный самим путешественником в 2016 году. Дальше, вдоль Онежского полуострова, Белое море представляло из себя огромные оторванные глыбы льда, которые носит туда-сюда, то в море, то к берегу. У нас был своеобразный аттракцион, мы успели попрыгать по этим «островам». На самом деле зрелище довольно фундаментальное – огромные льдины, которые создают величественные заторы на берегу.
Удалось Владимиру посетить и несколько беломорских маяков. Кстати, собранная им информация позже понадобится исследователям, которые займутся восстановлением маяков в рамках экспедиции Русского географического сообщества «Маяки России».
- Например, Летне-Орловский маяк был построен в период с 1899 по 1900 год, неоднократно перестраивался. Маяк представляет из себя мини-городок, там были жилые помещения, бани, конюшни. Маяк приходит в упадок, но после того, как мы подали документы в Русское географическое общество, его включили в программу «Маяки России» и есть шансы, что Летне-Орловский маяк ещё поживёт, – рассказывает Владимир.
Впечатлили Владимира и Чесменский маяк.
- По факту, это башня высотой 15 метров, которую вмонтировали в обычный жилой
дом. Маяк стоит
на одноимённом мысе Чесменский. Если
ты едешь по прибрежной зоне, то маяк не
видно, но его очень хорошо видно с моря. Не так давно маяк обшили сайдингом, это действующий
объект, который принадлежит Министерству
обороны России. Мы с моими товарищами смогли его осмотреть вблизи, ознакомиться. Кстати, Федор Конюхов в 2016 году на этом маяке ночевал.
Все дело в людях
Впечатлила путешественников и та любовь, с которой местные жители относятся к родной культуре и быту. Особую атмосферу они смогли ощутить в деревне Яреньга.
– Практически в каждой деревушке, куда бы ты не приехал, люди стараются воссоздать быт, воссоздать культуру, и практически везде есть интересные музеи, интересные люди, которые готовы тебя встретить, рассказать, показать. И это очень ценно и важно. В деревне Яреньга есть два музея: музей поморского быта и музей деревянная изба, в которым можно узнать о быте коренного населения. В Архангельской области много музеев, которые создают энтузиасты на общественных началах, потому что они любят свою культуру, свою историю и пытаются показать эту любовь своим гостям, — рассказывает Владимир Шаталов.
С одним из таких энтузиастов Владимир познакомился лично, в аэропорту Лопшеньги. Илья Иконников, авиатор в третьем поколении, провел туристам экскурсию в музей гражданской авиации, к созданию которого лично приложил руку.
- Внутри этого
небольшого помещения воссоздан быт советского времени. Можно посмотреть, как люди работали,
отдыхали, взвешивали чемоданы и грузы.
В
аэропорту Летняя Золотица Илья отвечает буквально
за всё: за взлётную полосу, за аэропорт,
он выписывает билеты, багаж взвешивает,
планирует вылеты с лётчиками, встречает
и отправляет самолёты, а ещё он поэт и сочиняет стихи на авиационную тематику. Раньше Илья Иконников был
директором аэропорта в Онеге, но когда аэропорт закрыли, он переехал в Лопшеньгу и продолжил заниматься любимым делом. Илья — тот настоящий
патриот, на каких держатся региональные
авиалинии.
Сегодня Владимир Шаталов активно делится своими впечатлениями о путешествиях по Архангельской области, проводя открытые встречи, в том числе совместно в Русским географическим обществом. Например, в его ближайших планах рассказать о нюансах походе на поморском карбасе по рекам Мезень и Кулой.