В 2019 году библиотека имени Добролюбова выиграла конкурс издательства из Санкт-Петербурга, направленный на популяризацию комикс-культуры, и получила в дар более тридцати книг. Так была сформирована основная коллекция комиксов библиотеки. В нее вошли произведения разных жанров и графических стилей. С тех пор каждый год в фонд попадают новые графические романы. 

В этом году коллекция комиксов в Добролюбовке уже пополнилась новыми книгами. ИА «Регион 29» спросило ведущего библиотекаря отдела библиотечного обслуживания Екатерину Попову о том, комиксы каких авторов собраны в коллекции библиотеки и какие графические романы пользуются наибольшей популярностью у читателей.

— Какие комиксы вы сами читаете и какие востребованы у ваших посетителей?

— В детстве я сама была фанатом комиксов, как и многие, но читала больше детские издания. Потом было время когда я их совсем не читала, и вот недавно, когда появились новые интересные комиксы, снова стала читать. Сейчас приходят интересные графические романы. Буквально на днях я планировала рассказать в литературном гиде про комикс японского автора Итиго Такано «Оrange». Это один из представителей японских комиксов, жанр — называется манга. Данное произведение очень популярно во всём мире, по нему было снято аниме в виде сериала и одного полнометражного фильма. Хотя он рассчитан на подростков, судя по отзывам на сайте библиотеки, он пользуется популярностью и у взрослых.

— Одним из направлений в современном мире графических новелл, что весьма неожиданным, являются исторические и биографические комиксы. Есть ли они в фонда библиотеки?


— Да, у нас есть биографические и исторические комиксы. Их интересно читать, потому что ты можешь одновременно читать и рассматривать графическое оформление, картинки. Это вдвойне увлекательнее. Из биографических новелл у нас есть комикс про Анну Ахматову, там рассказывается шесть биографических эпизодов, связанных с поэтессой. Из той же серии имеется комикс про поэта Николая Гумилёва. Есть комиксы про художников, например про Ван Гога, Эдварда Мунка, про музыкантов, например, есть книга про историю Курта Кобейна основателя группы Nirvana, а так же про появление и становление группы The Beatles. 

— А как на счет классических комиксов?

— На полках библиотеки стоят классические иностранные серии от Marvel, популярные у подростков, где рассказывается про Человека паука, Доктора Стрэнджа, Призрачного гонщика. Рядом с ними, обложка к обложке, стоят отечественные графические романы, которые создают российские авторы. Часто это тексты о наболевшем и важном, о судьбе и жизни простых людей, а не о супергероике, как это чаще принято в западных комиксах. Примечательно, что такие серьёзные графические новеллы люди читают не хуже развлекательных. Например, у нас в фонде библиотеки есть исторический комикс Ольги Лаврентьевой «Сурвило». Автор по образованию дизайнер, и делает комиксы относительно недавно. У Ольги Лаврентьевой бабушка прошла блокаду Ленинграда, а так как блокада преследовала её фоном с детства, но общей картины не было, то Ольга решила создать графический роман. Так появилась её книга «Сурвило», где всё автор разложила всё по полочкам, и рассказала историю жизни своей бабушки в военные годы.

— А комиксы на социальные темы? 

— Очень много историй про болезни, инвалидность. Например, у нас есть книга Владимира Рудака и Елены Ужиновой «Я — слон!». Её написал молодой человек из Петрозаводска, который получил травму позвоночника после аварии и теперь находится в инвалидном кресле. Автор написал комикс о человеке, который тоже находится в инвалидном кресле, но он представляет себя в коже слона. Это символизирует желание некоторых таких людей отстраниться от внешнего мира, как-то закрыться. Произведение «Я — слон!» — это не просто графическая новелла, изначально это пьеса, по которой, в том числе, создали театральную постановку.
На тему болезней в библиотеке также есть комикс французского писателя Фредерика Питерса «Голубые таблетки», где рассказана история о ВИЧ-инфицированных людях. В книге молодой человек рассказывает про встречу с ВИЧ-инфицированной девушкой, у которой так же есть больной ВИЧ ребёнок. Но эта графическая новелла не грустная, автор рассказывает историю позитивно, показывает нам как живут люди с подобными болезнями. 

— Кто является основным читателем комиксов? 

- Основным читателем комиксов в нашей библиотеке является молодёжь от 20 до 35 лет. Есть определённые читатели, которых интересуют только графические романы. В последнее время, что очень радует, всё чаще приходят родители, спрашивают комиксы для своих детей-подростков. На самом деле графические романы — это литература не только развлекательная, как многие думают. Через комиксы раскрываются очень важные и сложные темы, про которые, порой, бывает очень тяжело читать даже взрослым. Как это было, например, с темой блокады Ленинграда в комиксе «Сурвило» Ольги Лаврентьевой или в автобиографическом романе «Персеполис» иранского автора Маржан Сатрапи, о её жизни ребёнком в Иране и последующем бегстве из страны в период Исламской революции и войны с Ираком. Через графический роман раскрытие темы проходит легче, именно поэтому родители их часто берут подросткам.

— Могут ли комиксы быть альтернативной для детей вместо книг?

-Комиксы это не замена обычным книгам, а способ включения детей в чтение, возможность привлечь их внимание к литературе. Например, в фонде библиотеки есть книга французского автора Джоанна Сфара, нарисованная по мотивам произведения Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц». И во Франции этот комикс введён Министерством образования в обязательную школьную программу. Это сделали специально, чтобы детям было интереснее начинать читать книги, знакомиться с новой литературой и разными темами. Комиксы — это, в первую очередь, яркие эмоции, а для детей это важно.