Учёные разных стран уже давно наблюдают побочные эффекты интернет-зависимости. Тут и ухудшение сна, и раздражительность, и утрата навыков реального общения с людьми (особенно новыми). Или, например, синдром отмены — навязчивое желание быть в сети онлайн, когда под рукой нет гаджетов, и которое сопровождается ухудшением настроения и самочувствия. А это уже сродни привязанностям к алкоголю, никотину и другим психоактивным веществам.
Сеть виртуальная, проблемы — реальные
Архангельские учёные решили выяснить, как привычка коротать время в сети отражается на школьниках старших классов, живущих в трёх регионах России, как зависимость сказывается на центральной нервной и сердечно-сосудистой системах подростков. Это было фактически первое научное исследование, в котором интернет-зависимость рассматривалась с учётом климатических и географических факторов.
Наблюдения проводились в Архангельске, Надыме (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Симферополе (Республика Крым) — два города, расположенных в Арктической зоне РФ и один южный. Учёные обследовали примерно 300 школьников 16-17 лет. Работу провели сотрудники лаборатории биоритмологии Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова УрО РАН в сотрудничестве со школьными педагогами, врачами, аспирантами, учеными из других учреждений.
Здесь стоит пояснить, что речь идёт именно о времяпрепровождении в интернете, а не игромании. Но проблемы в обоих случаях могут быть схожими. И связаны они с ощущением телесности путешествующего по Сети, поскольку, как и игроман, интернет-сёрфер начинает проецировать свою личность в виртуальное пространство. Так вот вопрос в том, насколько в этот момент биоритмы соответствуют норме, эффективно ли организм может «саморегулироваться», стабильно ли работает мозг, сердце и другие органы и системы.
Как пояснила руководитель исследования, заведующая лабораторией биоритмологии Лавёровского центра, доктор биологических наук Лилия Поскотинова, игромания признана болезнью, а вот интернет-аддикция («зависимость» на языке науки) пока ещё не включили в международную классификацию болезней. Поэтому учёные ищут ответ на вопросы: влияет ли интернет-зависимость на здоровье, формирование патологий, или просто у нового поколения постепенно вырабатываются новые нейронные связи, что, разумеется, является нормальным процессом.
Существенное обстоятельство
Учёные выяснили, что архангельские и симферопольские старшеклассники проводят в Интернете одинаковое время — около четырёх — четырёх с половиной часов. А юные жители Надыма — в полтора раза дольше: шесть — шесть с половиной часов. И это объяснимо. Во-первых, в Надыме холоднее, следовательно, люди больше времени проводят дома. Во-вторых, меньше социальных связей между местными жителями, поскольку многие из родителей этих ребят переехали в ЯНАО из более южных регионов относительно недавно. А, к примеру, Архангельск — город, где северяне живут уже поколениями и где принято больше общаться вживую.
В ходе исследования выяснялось влияние интернет-зависимости на риск когнитивных нарушений, то есть способности мозга обрабатывать информацию. И чем тут примечательна архангельская группа школьников? Оказалось, чем выше был риск интернет-зависимости у девушек (да-да, именно у девушек), тем более длительным у них было распознавание слуховых сигналов.
В Надыме учёные выявили любопытную закономерность: чем выше была интернет-зависимость у детей, тем меньше занимало время принятия решений. У наиболее зависимых мозг реагировал молниеносно и достаточно точно. Это как раз похоже на выработку новых нейронных связей, помогающих чувствовать себя в Интернете как рыба в воде. И всё бы хорошо, если бы не одно существенное обстоятельство, — синдром отмены. Нет интернета — и самочувствие уже не то, сокращается сон, нарушается «чувство времени» и т. д. Как говорится, за всё приходится платить.
А у юных крымчан интернет-зависимость была связана с рисками когнитивных нарушений в большей степени. Это проявлялось в увеличении времени распознавания слуховых сигналов и принятия решения при их распознавании. Всё это проявляется в очень простой закономерности: проводя больше времени в сети, подросток увеличивает риск интернет-зависимости.
Зато в обеих группах северян связи между риском зависимости и временем «залипания» в интернете выявлено не было. Такие вот нетривиальные тенденции.