Напомним, изменения предполагают установление налога на добавленную стоимость в размере 0% при реализации судоремонтными предприятиями работ и услуг по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного «река–море» плавания и судов рыбопромыслового флота.

В настоящее время от НДС освобождаются услуги (включая судоремонт) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного «река–море» плавания в период стоянки в портах, по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов. При этом ремонт судов в доках и на судоверфях, а также судов, не выведенных из эксплуатации и стоящих у причалов верфей, а не портов, применяется ставка НДС в 20%.

Как ранее пояснил Александр Спиридонов, предложения о нулевой ставке НДС на ремонтные работы для отечественного флота на российских верфях обсуждались давно. В частности, сам парламентарий с Объединённой судостроительной корпорацией не раз обращался с подобной инициативой в адрес Правительства. В частности, на площадке экспертного совета при Госдуме по развитию морской техники. В марте 2022 года Минпромторг направил обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке гражданского судоремонта путем установления ставки НДС 0% в отношении этого вида работ. В итоге правительство РФ подготовило необходимые поправки в Налоговый кодекс, который 22 февраля были вынесены на рассмотрение депутатов Госдумы.

— Удалось в первом чтении принять закон об обнулении НДС для судоремонтных предприятий. При этом 20 процентов прибыли будет направляться на развитие производственных мощностей. Законопроект крайне нужный как для Архангельской области, так и для всей отрасли. Он даст мощный импульс к развитию предприятий и созданию новых рабочих мест, – сказал Александр Спиридонов. 

Парламентарий отметил, что в Российской Федерации действует около 50 крупных и более 100 малых и средних судоремонтных организаций, способных осуществлять ремонт и техническое обслуживание кораблей и судов. Судоремонтные работы выполняют предприятия, входящие в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (АО «ДЦСС») и Объединенную судостроительную корпорацию (АО «ОСК»), предприятия бывшего Минморфлота СССР (около 14 заводов), Минречфлота РСФСР (около 82 завода), Минрыбхоза СССР (около 15 заводов) и ФГУП «Атомфлот» (Росатом). 

– Вместе с тем, в отечественном судоремонте, в частности, на предприятиях гражданского сектора прослеживается отрицательная динамика развития отрасли. В Госдуме я уже не раз отмечал, что отечественный судоремонт в настоящее время находится в тяжелом состоянии: высокая стоимость ремонтных работ, низкая технологическая оснащенность, недостаточность плавкранов и доков приводят к тому, что существенная часть потенциальных заказов, в том числе судовладельцев рыбопромыслового, флота уходят за границу. Все это также результат приватизации в начале 1990-х годов, когда были разукрупнены судоходные и рыбопромысловые компании, в которые отдельными предприятиями входили транспортники и рыбопромысловики (судовладельцы), порты и судоремонтные заводы. В итоге судоремонт остался без гарантированных заказчиков, а судовладельцы предпочли ремонт на зарубежных верфях.

Одной из основных проблем в области ремонта рыбопромысловых судов является существующая система налогообложения и действующие таможенные регламенты на территории РФ. В связи с этим одной из мощнейших мер государственной поддержки при выполнении работ по обслуживанию и ремонту рыбопромысловых судов является предлагаемое установление ставки НДС в размере 0 процентов, – сказал Александр Спиридонов.

Депутат также отметил, что такая мера поддержки государства будет иметь положительный эффект не только для судоремонтных предприятий, но и для эксплуатантов, и для государства. 

– Применение ставки НДС в размере 0 процентов при выполнении работ по обслуживанию и ремонту судов позволит снизить цены на ремонт на 17 процентов. Это будет содействовать оптимизации соотношения цена/качество и, следовательно, увеличению объемов работ по ремонту и модернизации флота за счет «возвращения» ремонта из зарубежных стран. В свою очередь, увеличение объема производства приведет к увеличению базы распределения накладных расходов, что также будет способствовать снижению себестоимости. При этом увеличение объема производства судоремонтного предприятия в 2 раза позволит снизить себестоимость на 15-20%. То есть, эффект снижения цены может удвоиться. Это привлечет ещё больше заказчиков на отечественные предприятия. Мы сможем загрузить производство и создать новые рабочие места. Российскому судоремонту — быть! – сказал Александр Спиридонов.