— Роман, расскажите, пожалуйста, как начался ваш путь в танцах?

— Путь мой начался в далеких двухтысячных годах. Хотя это не так уж и далеко по сравнению с Пастернаком, например. Все началось на улице: увидел ребят, как ребята танцуют. Мне очень захотелось танцевать так же, с ними. Но я долго не решался, просто с ними тусовался, смотрел, наблюдал, что-то дома пытался повторить. Но потом решил всерьез начать заниматься.

— Почему не решались?

— Было страшно, что не получится. Я еще тогда весил сто килограммов. Много своих комплексов было, зажатый. А потом в какой-то момент понял, что надо попробовать — потом можно всю жизнь жалеть. Вот попробовал — здесь сижу, интервью вам даю.

— Почему основным направлением выбрали именно паппинг?

— Музыка. Мне нравится музыка. Музыка — фанк. Это что-то среднее между живой музыкой и электроникой. Там есть и живые инструменты, и электронные биты, и все остальное, поэтому мне очень нравится. Трогает это, она меня «качает». […] «Качает»? Значит, танцуют это.

— Что самое сложное в этом направлении?

— Паппинг изначально — это танец-импровизация, не хореография. Там нет строгих длинных рутин, которые ты должен сделать под музыку, а, вроде как, в хореографии это так. Здесь фристайл. Ты учишь какие-то элементы, какие-то техники, и пытаешься на них просто импровизировать. Вверх, вниз, вбок, в сторону, с разной скоростью — вот тебе и импровизация. Я не могу сказать, что есть какие-то сложные вещи. Есть сложность тренировок каких-то интересных штук. Самое главное — это выработать терпение. Преданность направлению и искренние чувства — все, ничего сложного не будет. Будет круто.

— Бывало ли, что импровизация «не идёт»?

— Да, бывали сложности. Эта сложность имеет называние — «не прёт» тебя, когда танцуешь, к сожалению. Ты можешь выйти на селекшене — на отборочном туре — и станцевать очень круто, а через три минуты ты можешь станцевать очень плохо. Можно выиграть сразу, на кураже быть. У нас олимпийская система: отборочный, шестнадцатая, одна восьмая, одна четвертая, полуфинал, финал. И приходит триста человек, а выигрывает один. Выигрывает в основном тот, кого «прёт» по нарастающей — он на кураже, и все хорошо. Бывают просто плохие дни, плохое настроение, болит что-то — разные факторы. Не бывает такого: что-то одно, и оно сыграло. Много факторов, которые могут сыграть и «за», и «против».

— Неужели за все годы в танцах не выработался некий ритуал, который бы позволял погрузиться в необходимое состояние?

— Таких ритуалов нет. Есть ритуал просто самоподготовки. На то она и импровизация — это свежий продукт. Как сказал Воланд, рыба бывает первой свежести, только первой и больше никакой. Здесь — то же самое. Это дело момента. Такое невозможно выработать. Я ездил по всему миру, пытался найти этот секрет — нет. Мне понравилась фраза, мой товарищ служил в армии, прислал фотку, я был за него рад, но меня поразила надпись за ним. Это очень крутая надпись была: «Боец, в тяжелые времена, когда тебе будет очень плохо, ты можешь упасть духом, но не ниже уровня своей подготовки». Эти слова на меня произвели какое-то колоссальное впечатление. То есть тренировка в зале дает тебе какой-то уровень, при котором — «прет» тебя или «не прет» тебя — хуже ты не станцуешь. И это, наверное, единственный секрет. Это дело практики — оттачивание своего мастерства. А вот про настроение — нет такого, что ты выпьешь эликсир, как Астерикс и Обеликс, и начнешь летать. Такого не бывает. Это творчество, оно тебя либо посещает, либо нет.

–Что в танце важнее: техника или эмоции?

— Все важно: и техника, и ощущения, и эмоции, и подача, и харизма, и артистизм. Многое. И смена уровней, и музыкальность — все важно, все факторы нужно учитывать. В этом и есть профессионализм, когда ты можешь учитывать все факторы.

— Как и для любого творчества, в танце, конечно, важно вдохновение. Как находите его?

— Вдохновение — везде. Кино, разговоры, подкасты, книги, естественно, танцоры других направлений, танцоры моего любимого направления, есть очень много людей, которые меня вдохновляют. Просто иногда можно в тишине посидеть — тебе что-то придет. Посидеть именно без музыки, без какой-то суеты. И ты такой: «Раз-раз — о, а вот это вот интересно». Поездки, конечно же, поездки: в другие города, в другие страны, на другие мероприятия. Это тоже важно. Вдохновение — оно везде, оно вокруг нас.

— А какие качества необходимы танцору?

— В первую очередь? Человек должен быть хороший! Вот это самое главное, для меня, по крайней мере. А так, если говорить конкретно, выводить какое-то уравнение — это преданность, целеустремленность и, наверное, наивность. Потому что наивность дает смелость. Человек, который обладает практическим, снобистским умом, он ничего в своей жизни, к сожалению, не добьется. Он просто будет, как это сейчас модно называть, прокрастинацией заниматься. В теории — он лучше, а в практике – все по-другому. Должны быть и практика, и теория. И любовь к делу своему — ты должен делать это не ради денег.

— Вы уже два дня провели в Архангельске. Какие впечатления от северян? 

— Простые. Это хорошо, это классно. У нас в ментальности — мы не улыбаемся. Это нормально! Когда ездил раньше в Америку, приезжал, было ощущение, что все должны улыбаться. Да почему должны все улыбаться? У нас это не принято. Но, если ты долго смотришь на человека, у тебя две реакции: либо улыбаешься, либо дальше продолжаешь смотреть, как прежде. В Архангельске хорошие люди, приятные, не спешат. Мне нравятся такие города, здесь люди по-своему живут: свое время, свои какие-то правила, принципы. Я много ездил. Есть города, где заходишь в кафе — тебе до сих пор говорят: «Снимите головной убор». И ты такой: «Хорошо, сниму» (смеется).

— Классы уже прошли. Какая отдача от участников, можно ли подводить итоги?

— Отдача была хорошая. Главное - есть интерес к стилю, потому что стиль сложный. Это как математика, геометрия. Любые науки сложные, но есть очень технические. Чтобы начать танцевать, ты должен изучить схему: развернул план и смотришь — третий уровень BC, ты должен пройти налево, направо. Устаешь. Но люди здесь молодцы, даже дети – все справились на «ура», причем, я давал очень много – техники, упражнения, идеи для импровизации. Важно дать сначала пищу, чтобы они ее обработали, приняли, поняли, осознали и начали практиковать. Построить дом, у которого нет фундамента, — он же развалится.